Причин неисправности у катушек немного. Среди них: обрыв проводника, пробой изоляции, деформация корпуса. Более подробно разберемся как правильно и каким способом лучше проверить катушку зажигания, а также все возможные неисправности.

 
 
 

 

proverka katushki zazhiganiya

Содержание:

  1. Принцип работы катушки зажигания
  2. Признаки неисправностей
  3. Причины неисправностей
  4. Как проверить катушку зажигания
    - Метод проверки «на искру»
    - Метод «искры в шприце»
    - Как проверить катушку зажигания с помощью мультиметра
    - Как проверить катушку зажигания при помощи осциллографа
    Заключение

Задача катушки зажигания – преобразование 12 вольт бортовой электросети автомобиля в высокое напряжение, используемого для генерации искры свечами зажигания. Любая катушка – это классический трансформатор с 2-мя обмотками.

На первую поступает ток с напряжением 12 В, со второй снимается высокое напряжение, равное нескольким киловольтам.

 
 

Только такое достаточно для создания мощной искры, способной поджечь топливно-воздушную смесь. Данный принцип используется в любом типе зажигания (контактном, электронном или бесконтактном).

Принцип работы катушки зажигания

Катушка – это классический трансформатор, повышающий поступающее на него напряжение в 12 В, вырабатываемое бортовой электрической системой автомобиля.

Как и любой трансформатор устройство имеет 2 обмотки.

Первичная состоит из достаточно толстого провода в 100-150 витков.

Во вторичной используется провод значительно меньшего сечения, количество витков достигает 30-50 тысяч.

Для обеих обмоток используется медь. Проводник должен быть надежно изолирован, для чего проводку покрывают специальным электротехническим лаком.

Обмотки имеют по 2 вывода: плюсовые выведены на крышку катушки, минусовые соединены друг с другом.

На крышке катушки имеется 3 вывода. 2 низковольтных, из них один плюсовой первичной обмотки, к нему присоединяется питающий провод с напряжением 12 Вольт, второй служит для подключения минусового кабеля (массы).

Третий вывод – высокого напряжения, он соединен с плюсовым концом вторичной обмотки.

К этому выводу подключается провод высокого напряжения, в случае индивидуальных катушек разъем присоединяется непосредственно к самой свече.

Кроме обмоток в середине катушки находится сердечник из трансформаторного железа.

Он предназначен для увеличения магнитного поля. В некоторых моделях катушек свободное внутреннее пространство заполняется трансформаторным маслом.

Его назначение – отвод тепла от обмоток на корпус, также оно имеет изоляционные свойства.

Катушки описанного типа являются классическими. На автомобиль устанавливается только одна.

Устройство общей катушки зажиганияУстройство общей катушки зажигания.

Сейчас все более распространенными становятся двигатели, на которых каждая свеча зажигания оснащается индивидуальной катушкой зажигания (ИКЗ).

Такие устройства отличаются по конструкции от классических катушек. Так, обмотки у ИКЗ установлены в обратном порядке, т.е. первичная оснащена внутренним сердечником, а вторичная – внешним.

Индивидуальная катушка зажигания в разрезеИндивидуальная катушка зажигания в разрезе.

Используются ИКЗ в системах электронного зажигания. Конструкционно они более сложны.

Вторичная обмотка дополнена диодом, подающим высокое напряжение на свечу только в нужным момент.

Корпус у ИКЗ изолированный, в конструкции имеются стержень и пружина.

Кроме индивидуальных и классических катушек имеется еще один тип – двухвыводная.

Ее особенность в том, что напряжение подается на 2 цилиндра. Устройства объединяются в блоки.

Для 4-цилиндрового двигателя такой блок содержит 2 катушки.

Основная техническая характеристика катушки любого типа является величина сопротивления на обмотках.

В зависимости от модели на первичной обмотке значение находится в пределах 0,5-3,5 Ом, на вторичной – 6-15 кОм.

Точные значения указываются в справочниках, в документах на автомобиль их не найти.

Устройство индивидуальной катушки зажиганияУстройство индивидуальной катушки зажигания.

Сопротивление проверяется для того, чтобы убедится в работоспособности детали. Делается это при помощи омметра или более распространенного мультиметра.

К дополнительным характеристикам узла относятся:

  • Величина индуктивности первичной обмотки.
  • Продолжительность искры, а также ее сила и ток.

Самостоятельно можно проверить только величину сопротивления, для других параметров необходимо использовать специальный стенд, который может быть только на СТО.

Признаки неисправностей

Признаков неисправностей катушки зажигания достаточно немного из-за того, что прибор конструктивно прост.

Также нужно учитывать, что все перечисленные симптомы могут происходить из-за поломки и других деталей.

Но в любом случае нужно проверить катушку зажигания при появлении следующих ситуаций:

  1. В случае резкого нажатия на педаль газа происходит провал работы двигателя.
  2. Зимой остывший двигатель «троит», но проблема пропадает после его прогрева.
  3. Мотор «троит» постоянно, со временем проблема только ухудшается.
  4. Двигатель начинает работать нестабильно, если погода излишне влажная, в сухую симптом не наблюдается.

Если автомобиль оснащен ЭБУ, то при неисправной катушке на панели приборов загорается контрольная лампа Check Engine.

Однако и в этом случае сигнал не означает проблемы именно с катушкой. Виноватыми в неисправности системы зажигания могут быть неисправная свеча, высоковольтный провод и другие элементы, поэтому проверять нужно всю цепочку.

Диагностический сканер в таких случаях показывает ошибку P0363.

Причины неисправностей

Причин поломки или полного выхода катушки из строя достаточно немного.

Это:

  1. Механическая поломка. Основная причина поломок. Вызывается старением материалов, скрытыми дефектами, небрежной сборкой и т.п. Проявляется в виде обрыва проводки, разрушения изоляции и межвиткового пробоя обмоток, вытекание масла через ссохшийся уплотнитель, что ведет к перегреву обмоток и выгоранию изоляции. В случае аварии или небрежного обращения во время работ в подкапотном пространстве возможно повреждение корпуса с последующим повреждением обмоток или вытекания масла.
  2. Окисление или повреждение контакта. Довольно частая причина появления перебоев. Контакты окисляются, что приводит к падению напряжения и силы тока, это же происходит в случае их ослабления. Окисление происходит обычно из-за попадания воды и химикатов на поверхность изделия.
  3. Чрезмерный перегрев. Причина выхода из строя ИКЗ. Происходит из-за перегрева самого двигателя. Нагрев от блока усугубляется разогревом при работе самой катушки. Чтобы избежать такого развития событий, нужно следить за состоянием системы охлаждения двигателя, не экономить на качественной охлаждающей жидкости.
  4. Вибрация. Классические катушки обычно ее испытывают, если крепление недостаточно жесткое. Но больше ей подвержены индивидуальные приборы, которые расположены непосредственно на головке блока цилиндров. Для снижения амплитуды, испытываемого устройством воздействия, нужно, чтобы мотор работал в штатном режиме. Амортизирующие подушки должны быть исправны, система зажигания отрегулирована так, чтобы не было детонации топлива в цилиндрах.

В целом все типы катушек зажигания – узлы, отличающиеся высокой надежностью. Обычно они выходят из-за естественного старения материалов.

Как проверить катушку зажигания

Есть несколько методов проверки катушки, ниже мы рассмотрим их подробно.

Метод проверки «на искру»

Традиционная методика, ей пользовались еще наши дедушки и даже прадедушки.

Способ можно применить на коленке, не имея вообще никакого оборудования, однако точности он не дает.

Для проверки требуется работоспособная свеча (вы это должны точно знать), а также плоскогубцы и свечной ключ.

  1. Проверьте визуально на целостность катушки и высоковольтного провода (ВП) при отключенном зажигании.
  2. Вытащите наконечник ВП со свечи и присоедините к заведомо работоспособному изделию. Свечу нужно прижать к массе. Используйте для этого плоскогубцы.
  3. Поверните ключ зажигания в положение 2 (при котором происходит запуск двигателя).
  4. В случае исправности катушки свеча даст искру. Чтобы ее было лучше видно, размещайте свечу в затененном месте. Важно, чтобы искра имела светло-фиолетовый цвет, желтый оттенок означает, что напряжение недостаточное. Если искра отсутствует, но напряжения вообще нет.
  5. Если на машине стоит ИКЗ, то проверьте так каждую.
  6. Если рабочей свечи нет, то придется выкрутить свечи из цилиндров и проверить их на наличие искры.
  7. Для ИСЗ можно попробовать метод перестановки, меняя их положение, если троить на определенном цилиндре не прекращает, значит проблема в свече.

Метод «искры в шприце»

Для проведения испытания потребуется обычный пластиковый медицинский шприц на 10 мл, винт М4 с гайкой для него и кусок медной проводки.

Вместо иглы вставьте винт и закрепите его гайкой. Резьбу изолируйте изолентой или термоусадочной трубкой.

На конец винта накручивается наконечник со свечи зажигания. Через поршень пропускаем медный провод, чтобы кончик провода выглядывал наружу. Его нужно залудить.

На второй кусок провода припаиваем зажим-крокодил и присоединяем его к массе автомобиля. К наконечнику подсоединяем проверяемую катушку.

На поршне сразу выставляется минимальный зазор в 1-2 мм между поршнем и винтом.

Если искра видна, то постепенно вытягиваем поршень пока она не пропадет.

Если катушка нормальная, то искра возникает до расстояния 5-7 мм.

Проверка катушки зажигания методом искры в шприцеПример проверки катушки зажигания методом свечи в шприце.

Не забывайте перед испытанием отсоединить разъемы форсунок, чтобы в цилиндры не попадало топливо.

Методика позволяет оценить состояние всех катушек сравнивая их между собой. Однако метод спорный.

Современные производители автомобилей использовать его не рекомендуют, чтобы не вывести из строя всю систему электронного зажигания.

Как проверить катушку зажигания с помощью мультиметра

Проверить работоспособность катушки можно с помощью замера сопротивления катушек мультиметром.

Если оно соответствует указанному в справочнике, то прибор исправен.

Если сопротивление приближается к бесконечности – налицо обрыв проводки.

Если меньше положенного – межвитковое замыкание или пробой на корпус.

Проверка катушки зажигания мультиметром

Для удобства катушку лучше снять со штатного места. Мультиметр также требует проверки.

Для этого нужно замкнуть щупы друг с другом. Если на экране появился 0, то все в порядке.

Щупы присоединяются к обеим низковольтным выводам катушки. Показания должны быть в области 0,5-3,5 Ом.

Конкретное значение для модели нужно искать в справочниках.

Затем проверяется вторичная обмотка. Для этого красный щуп ставим на высоковольтный вывод, а черный на минусовой низковольтный.

Показания должны быть порядка 6-15 кОм (нужно выяснить точное значение для конкретного изделия).

Катушка не чинится. В случае любой неисправности (обрыва, замыкания) ее требуется заменить на новую.

Для двухвыводных катушек проверка первичной обмотки полностью аналогична.

На вторичной величина сопротивления должна быть одинаковой на каждом из выводов.

Это же относится к ИСЗ – они проверяются все последовательно и показания не должны отличаться.

Встречаются катушки четырехвыводные – здесь та же система – все вторичные выводы должны показывать одинаковое значение сопротивления.

Обязательно учитывайте полярность при измерении. Щуп черного проводника присоединяется всегда к выводу массы.

Как проверить катушку зажигания при помощи осциллографа

 
 



Лучше всего проверить катушку можно с помощью осциллографа.

Проблема в том, что прибор этот есть только у профессионалов или продвинутых любителей, занимающихся ремонтом и настройкой электронных приборов.

Пользоваться им также не просто. Т.е., скорее всего вам придется искать человека, умеющего обращаться с прибором и владеющему соответствующим оборудованием.

По графику динамики рабочих напряжений катушки легко можно определить точно рабочая она или есть замыкание.

Дело в том, что в случае замыкания между витками снижается выдаваемое напряжение, уменьшается сила и продолжительность существования искры.

Проверка катушки зажигания осциллографомПоказания проверки катушка зажигания осциллографом.

Заключение

Определить наличие неисправности в случае катушки зажигания достаточно просто. Методика проверки доступна любому человеку.

Желательно не прибегать к наиболее грубым способам, вроде проверку на искру или использования шприца.

У современных автомобилей система зажигания электронная, есть реальная опасность вывести из строя электронные компоненты, после чего уже придется обращаться в СТО за помощью специалистов.

Лучший способ убедится, что катушка рабочая – проверить сопротивление обмоток. Для этого достаточно дешевого (цена вопроса 300-500 рублей) мультиметра.

Также нужно будет предварительно найти в справочной литературе значения сопротивлений для модели, установленной на вашем автомобиле и записать его в паспорте машины, чтобы не забыть.

Мультиметр пригодится и в других случаях, поэтому иметь его в наборе инструментов для ремонта автомобиля оправдано.

Отремонтировать неисправную катушку теоретически можно, но практически работы окажутся дешевле покупки новой. Поэтому не пытайтесь делать ремонт, а просто замените изделие на исправное, купив его в магазине, а в случае редкой модели заказав через интернет.