Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) в автомобильном двигателе постоянно находится в экстремальных условиях. Рассмотрим: пробитая прокладка ГБЦ признаки, причины, симптомы и как исправить, а также ответим на вопросы по эксплуатации и самостоятельной замене этой детали.

 
 

 

probitaya prokladka gbts

Содержание:

  1. Что такое прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ)?
  2. Какой материал для прокладки ГБЦ лучше
    - Металлические прокладки
    - Паронитовыми или асбестовые прокладки
    - Композитные прокладки
  3. Признаки пробитой прокладки ГБЦ
  4. Причины пробитой прокладки ГБЦ
  5. Как узнать, что пробита прокладка ГБЦ
    - Проверка прокладки ГБЦ с помощью шарика (презерватива)
    - Проверка с помощью бутылки
    - С реагентом CO2
  6. Что делать, если пробило прокладку ГБЦ
  7. Часто задаваемые вопросы о пробитой прокладке ГБЦ

Что такое прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ)?

Эта прокладка расположена между головкой блока цилиндров и самим моторным блоком.

Она является уплотнительным элементом между этими двумя массивными деталями.

Размеры и форма прокладки зависят от типа силовой установки, в теле которой она находится.

От этого же зависит количество крепёжных отверстий, вырезанных проёмов под цилиндры, число и расположение каналов для технических жидкостей.

 



Назначение прокладки ГБЦ двигателя автомобиля помимо уплотнительных функций, следующее:

  1. Препятствие совмещению моторного масла с охлаждающей жидкостью.
  2. Предотвращение утечки антифриза или моторной жидкости.
  3. Удержание газов, образованных в результате сгорания воздушно-топливной смеси.

Вкратце основная функция данной детали заключается в создании герметичности между ГБЦ и основным блоком.

Наличие высоких температур в камерах сгорания (до 2500°C), в самой головке блока цилиндров (до 100°C) обуславливает недолговечности этой детали.

Прокладка ГБЦ является расходным материалом, который необходимо обязательно менять.

Срок службы данного компонента зависит от разных причин, которые мы рассмотрим далее в этой статье.

Какой материал для прокладки ГБЦ лучше

Компании-производители этих деталей для двигателя машины используют различные материалы:

  1. Металлические: сплав стали и меди.
  2. Паронитовые (асбестовые).
  3. Композитные материалы.

Металлические прокладки

Популярный у многих автовладельцев вид, несмотря на то, что они давно используются в автомобилестроении.

Металлическая прокладка ГБЦ

Плюсы металлической прокладки:
  1. Большая прочность по сравнению с паронитовыми изделиями.
  2. Большой срок службы. Исходя из этого их устанавливают на автомобили, оснащённые мощными турбированными моторами или получившими тюнинг двигателя.
  3. Доступная цена.
Минусы металлической прокладки:
  1. Такие детали требуют аккуратной установки на посадочное место: затяжку следует производить согласно требованиям производителя. Малейшая перетяжка или недотяжка элементов крепления чревато нарушением в качестве уплотнения.
  2. Тонкие по толщине детали легко деформируются, становятся причиной образования зазоров между головкой и основным блоком, что не позволит прокладке выполнить свои функции.
 

Паронитовыми или асбестовые прокладки

Комплектуют обычные ДВС, они подойдут для автовладельцев, которые проповедуют спокойную манеру вождения, и не собираются форсировать «движок».

Паронитовая прокладка

Плюсы паронитовых или асбестовых прокладок:
  1. Хорошая пластичность.
  2. Для увеличения срока эксплуатации, усиления прочностных свойств его края окантовываются металлической кромкой.
  3. Стойко переносит высокотемпературный режим.
  4. Бюджетная стоимость.
Минусы паронитовых или асбестовых прокладок:
  1. Под действием сил вибрации материал постепенно разрушается, имеет меньший срок службы.
  2. Чувствительность к перепадам температур.
 

Композитные прокладки

Детали для уплотнения между ГБЦ и блоком цилиндров производятся из комбинации металлических сплавов, полимерного материала, углерода и иных составляющих.

Такие прокладки, как правило, армируются для усиления прочности железной сеткой.

Плюсы композитных прокладок:
  1. Они прекрасно зарекомендовали себя по работе в высокотемпературном режиме.
  2. Не боятся деформации, повышенного давления.
  3. Большой срок службы.
  4. Эластичны.
Минусы композитных прокладок:
  1. Высокая цена.

Рабочий ресурс каждого вида прокладок зависит от условий эксплуатации конкретного автомобиля, манеры вождения его хозяина, качества материала, а также корректности установки.

 

Признаки пробитой прокладки ГБЦ

Понять, что с прокладкой ГБЦ не всё в порядке, сможет даже малосведущий в моторных делах автолюбитель.

Перечислим основные признаки выхода из строя прокладки головки блока цилиндров силового агрегата:

1. Нарушение герметичности между ГБЦ и блоком цилиндров – выход газов из-под головки.

Особенно ярко виден данный признак при сильном прогаре прокладки: выброс газообразных веществ хорошо заметен визуально, сам мотор работает в этом случае с большим шумом.

2. Попадание вследствие повреждения прокладки газов в систему охлаждения двигателя.

Если дефект значительный, газы можно легко увидеть по бурлению в жидкости, открутив аккуратно крышку бачка расширения или радиатора охлаждения.

Небольшое количество газообразных продуктов увидеть сложнее, но также можно – с помощью подручных средств (об этом чуть ниже в статье).

Попадание газов в систему охлаждения

3. Падение уровня компрессии в цилиндрах двигателя из-за проникновения в цилиндры выхлопных газов.

Очевидные признаки – силовой агрегат «троит», появляются проблемы с его запуском.

Однако в запущенном состоянии он нормально работает, правда, на повышенных оборотах.

4. Появление заметного нагара на свечах системы зажигания, эффект «мокрые» свечи.

Изолятор, вся нижняя половина детали, покрыта охлаждающей жидкостью, электрод свечи находится в копоти.

Всё это происходит из-за появления в цилиндрах влаги или антифриза.

Мокрые свечи зажигания

5. Быстрый перегрев двигателя возможен из-за попадания в систему охлаждения горячих продуктов отработки.

Газы повышают температуру самой жидкости, не позволяя тем самым охлаждать мотор до рабочего состояния.

6. Снижение эффективности работы системы отопления салона.

При повреждении прокладки ГБЦ отработанные газы образуют воздушную пробку в теплообменнике.

В результате нарушается нормальная циркуляция жидкости, КПД узла падает.

7. Утечка масла из-за повреждённой прокладки.

На корпусе блока цилиндров, его головке видны масляные следы.

Однако данный признак подходит и для других неисправностей моторного узла.

Утечка масла из под ГБЦ

8. Раздутие радиаторных патрубков.

Это происходит из-за проникновения выхлопных газов в систему охлаждения.

Давление в ней нарастает, патрубки расширяются.

Раздутие патрубков радиатора

9. Из выхлопной системы идёт дым белого цвета из-за просачивания жидкости охлаждения в цилиндры агрегата.

При этом постоянно снижается уровень антифриза в расширительном бачке.

Белый дым из выхлопной

10. На поверхности силовой установки появляется конденсат.

Это становится возможным из-за дефекта прокладки или появления трещины в блоке мотора.

11. Соединение охлаждающей жидкости с моторным маслом.

Одно из самых негативных последствий пробоя прокладки ГБЦ. Обе системы: охлаждения и смазки двигателя утрачивают свои изначальные функции.

Компоненты силовой установки не получают качественного смазывающего материала, начинают быстрее изнашиваться.

Температура жидкости охлаждения повышается, не даёт в полной мере остужать мотор. Такой дефект несложно обнаружить.

Нужно аккуратно, температура техжидкости очень высокая, открыть крышку горловины заливки масла.

Наличие сметанообразной жидкости желтоватого цвета, эмульсии, свидетельствует о смешении масла и антифриза.

Обнаружив хотя бы один из перечисленных признаков автовладелец должен оперативно заняться устранением дефекта, проведением диагностики моторного узла.

Продолжение эксплуатации машины с такой неисправностью чревато серьёзной поломкой силового агрегата, выполнением дорогостоящего ремонта.

Причины пробитой прокладки ГБЦ

Причиной пробоя, прогорания прокладки головки блока цилиндров автомобильного двигателя могут стать такие факторы:

Перегрев силовой установки

Основная причина по мнению мастеров автосервисов повреждения этой детали.

Из-за повышенного температурного режима в моторном отсеке прокладка теряет геометрическую форму, её «уводит».

В результате происходит разгерметизация узла между головкой и самим блоком цилиндров.

Опять-таки из-за перегрева, это касается алюминиевых ГБЦ, головка блока теряет свою форму, что также приводит к повреждению прокладки, нарушению герметичности.

Некорректная установка

При затяжке элементов крепления для этой детали нужно применять динамометрический ключ, крепёж выполнять с определённым усилием.

К примеру, затяжка болтов на Рено Логан (восьмиклапанный мотор, 1.6 л) выполняется с усилием 20 Н-м.

Информацию о требуемом усилии при затяжке для своего автомобиля владелец машины может найти в мануальной инструкции.

Также следует соблюдать очерёдность затяжки крепёжных деталей.

Как правило, вначале устанавливаются центральные болты, расположенные друг напротив друга, а потом рядом стоящий крепёж, причём по крестообразной схеме.

Пример протяжки болтов ГБЦПример протяжки болтов ГБЦ.

Несоблюдение этих требований приводит к перекосу при установке тонкой прокладки, её последующей деформации.

Такой дефект становится причиной утери герметичности соединения ГБЦ и блока.

Некачественный материал прокладок

Также является частой причиной выхода из строя этой детали.

При покупке прокладки не стоит гнаться за экономией, покупая дешёвый товар сомнительных фирм.

Информация на автомобильных форумах по этой теме поможет автовладельцу определиться с выбором надёжной компании-производителя.

Также следует помнить, что любая деталь машины имеет свой срок службы, который рано или поздно заканчивается.

Естественный износ также считается одной из причин выхода из строя рассматриваемого компонента моторного узла.

Узнать, что прокладка головки блока цилиндров неисправна поможет диагностика двигателя.

Как узнать, что пробита прокладка ГБЦ

Существует несколько способов определения неисправности этой детали.

Самый надёжный – обратиться в профессиональный автосервис, где квалифицированные работники с большим стажем выполнения подобного обслуживания при наличии диагностического оборудования оперативно выяснят причину дефекта.

Следует иметь в виду, что стоимость новой детали на замену не потребует солидных расходов от хозяина.

А вот за оказание услуги «замена прокладки головки блока цилиндров в двигателе автомобиля» придётся отдать значительную сумму.

Чтобы заменить данный компонент мастера сервис должны снять головку, разобрать газораспределительный механизм.

Однако, если хозяин машины не желает тратить деньги на оплату услуг станций технического обслуживания автомобилей, он сам может выполнить диагностику.

Для этого нужно иметь несложные подручные средства.

Самый простой способ – осмотр состояния силового агрегата автомобиля.

Визуально можно увидеть следующие признаки повреждения прокладки ГБЦ:

  1. Наличие эмульсии в системе охлаждения. Для этого нужно открутить крышку маслозаливной горловины и посмотреть состояние жидкости. Сметанообразная масса укажет на смешение моторного масла и антифриза. Также следует осмотреть внутреннюю сторону крышки радиатора. На ней не должно быть маслянистых следов.
  2. Проверить цвет продуктов отработки, выходящих из выхлопной системы. Наличие белесого или белого цвета свидетельствует о проникновении в систему охлаждающей жидкости.
  3. Нужно открыть капот при включенном двигателе и осмотреть пространство моторного отсека на наличие задымлённости в месте соединения ГБЦ и блока цилиндров. Если дым есть – прокладка точно прогорела.

Однако не всегда такими методами можно определить неисправность этой детали. Перейдём к описанию способов, придуманных народными умельцами.

Проверка прокладки ГБЦ с помощью шарика (презерватива)

Проверить исправность прокладки можно с помощью одного из этих предметов, с которыми многие из нас имеют дело в повседневной жизни:

  1. Воздушный шарик.
  2. Презерватив.
  3. Медицинская перчатка.

Оптимальным вариантом будет презерватив. Оно имеет подходящий входной диаметр, его часто можно найти в бардачке автолюбителя.

Проверка с помощью шарика

Рассмотрим алгоритм проверки дефекта прокладки с помощи презерватива:

  1. На холодном силовом агрегате откручивается крышка расширительного бачка с жидкостью охлаждения.
  2. На горловину ёмкости натягивается противозачаточное средство.
  3. Запускается двигатель, его обороты доводятся до 3 – 5 тыс. об/мин., мотор работает в течение 5 – 8 минут.
  4. Если презерватив надувается, значит в системе имеются газы, прокладка повреждена.

Степень неисправности детали зависит от скорости заполнения противозачаточного средства.

Если процесс идёт медленно, то она повреждена незначительно, если быстро – прокладка серьёзно разрушена.

Однако независимо от скорости наддува её следует заменить, процесс разгерметизации налицо.

Проверка с помощью бутылки

Приведённый выше способ проверки не всегда может показать наличие пробоя при незначительном повреждении.

В этом случае используют другой метод – с помощью пластиковой бутылки небольшой ёмкости 0,5 – 1,0 л.

Проверка ГБЦ с помощью бутылки

На многих машинах имеется сапун, установленный на расширительном бачке.

С помощью такого приспособления, трубки, внутри резервуара поддерживается равнозначное с атмосферным давление в ёмкости.

Данную трубку нужно опустить в приготовленную пластиковую бутылку, заполненную наполовину водой.

После этого нужно завести мотор, дать ему немного поработать.

Появление воздушных пузырьков сигнализирует о пробое прокладки ГБЦ, необходимости её замены.

Если пузырьков не видно или в бутылке стал появляться антифриз, значит, деталь в порядке.

При отсутствии сапуна в машине такой «диагностический» прибор можно сделать самостоятельно.

Нужно взять пластиковую крышку под размер горловины бачка, просверлить в ней дырку под диаметр имеющейся трубки.

После следует накрутить конструкцию на бачок и провести операцию диагностики.

С реагентом CO2

Для этого способа проверки необходимо приобрести в магазине набор с реагентом двуокиси углерода (CO2).

Набор CO2 необходимый для проверки ГБЦНабор CO2 необходимый для проверки ГБЦ.

Назовём последовательность действий при помощи такого набора:

  1. Заливается в камеры для смешивания жидкостей имеющуюся в наборе индикаторное вещество.
  2. Соединяется данное устройство с помощью адаптера с горловиной радиатора или бачка расширения.
  3. Запускается силовой агрегат автомобиля.
  4. Производится прокачка ручным насосом воздуха через установленную проверочную конструкцию.
  5. Если двуокись попала в систему охлаждения, реагент окрашивается, если нет – значит прокладка в исправном состоянии.

Проверка при помощи CO2Проверка ГБЦ при помощи реагента CO2.

Этот метод позволяет наверняка определить наличие CO2 в антифризе. Однако минусом такой диагностики считается стоимость набора.

В большинстве случаев автовладельцу придётся пользоваться ему только один раз, поэтому такая покупка не всегда оправдана.

 

Что делать, если пробило прокладку ГБЦ

Если диагностика показала, что прокладка своё отработала, эксплуатировать автомобиль нельзя.

В крайнем случае можно доехать до сервисного центра для проведения её замены.

Прогоревшая прокладка ГБЦ

В случае самостоятельного решения проблемы следует приобрести такую запчасть надёжных производителей, приготовить нужный инструмент.

Расскажем, что нужно для ремонта двигателя в этом случае кроме самой прокладки ГБЦ.

Болты крепления

При демонтаже головки блока можно проверить их состояние. По причине высоких температур они могут изменить свою форму.

Стоимость этих деталей невысока, поэтому рекомендуется купить их заранее.

 

Линейка для замера зазора между ГБЦ и блоком цилиндров

В нормальном рабочем состоянии он должен находиться в интервале 0,5 – 1,0 мм.

Однако перед замером следует очистить головку от имеющихся нагаров, другого рода загрязнений.

Любая попавшая песчинка может стать причиной нарушения герметичности.

В случае, если получился зазор больше указанных размеров, придётся заняться проверкой геометрии, возможно последующей шлифовкой ГБЦ.

Для этого придётся обращаться в профессиональный сервис, так как такие работы проводятся на специальном оборудовании.

 

Графитовая смазка

Она необходима при установке новой детали. Смазывающий материал следует нанести на её поверхность, это позволит ей точно встать на посадочное место, облегчит снятие при возможном демонтаже.

Динамометрический ключ

Без этого инструмента невозможно правильно установить прокладку. Затяжка крепления «на глазок» приведёт к быстрому выходу из строя новой детали.

Выполнив замену, следует проверить работу двигателя в спокойном режиме на средних оборотах. Обнаружив перечисленные выше признаки повреждения прокладки следует искать причину неисправности.

Ответы на часто задаваемые вопросы о пробитой прокладке ГБЦ

У автолюбителей часто возникают вопросы на рассматриваемую в статье тему прокладки головки блока цилиндров силовой установки.

Ответим на часто задаваемые из них.

 



Можно ли ездить на автомобиле с пробитой прокладкой ГБЦ?

Можно, но только до ближайшего автосервиса или гаража.

Любые более дальние поездки могут привести к серьёзным поломкам двигателя, дальнейшему проведению капитального ремонта агрегата.

Какую прокладку ГБЦ лучше выбрать?

Выбор материала детали зависит от типа мотора, которым укомплектован автомобиль, а также манеры вождения его владельца.

Машины с мощными установками, спортивные авто должны комплектоваться металлическими или композитными прокладками.

Асбестовые детали размещаются на обычных машинах среднего класса.

От качества этой детали зависит стабильная работа двигателя, его рабочий ресурс.

Поэтому необходимо покупать прокладки ГБЦ известных на рынке компаний.

Как определить пробита ли прокладка ГБЦ не разбирая двигатель?

Чтобы узнать, повреждена ли эта деталь моторного узла в машине можно воспользоваться услугами технических центров по обслуживанию авто или выполнить самостоятельную диагностику.

Признаки и причины выхода из строя детали описаны выше в нашей статье.

Стоит ли чинить пробитую прокладку ГБЦ?

Нет. Повреждённую от пробоя прокладку практически невозможно восстановить.

Тем более стоимость этой детали в автомагазине невелика.