Рассмотрим часто встречающиеся поломки и неисправности автоматических КПП, расскажем о признаках выхода из строя этого трансмиссионного узла. Также дадим автолюбителям советы по эксплуатации АКПП, которые помогут увеличить их срок службы.

 
 

 

polomki akpp

Содержание:

  1. Характерные неисправности автоматических коробок передач
    - Перегрев АКПП
    - Грязное масло в АКПП
    - Неправильный уровень масла в АКПП
    - Соленоиды
    - Фрикционные диски
    - Дефекты электроники
  2. Рекомендации по эксплуатации АКПП

Производители автомобилей, одни – лучше, другие – хуже, научились делать автоматические коробки переключения передач (АКПП).

 



Этот узел не доставляет больших проблем владельцам машин, как это было, например, в конце прошлого столетия. Однако рано или поздно им приходится заниматься ремонтом коробки-автомата.

Характерные неисправности автоматических коробок передач

Изначально оговоримся, что наша статья информирует читателей именно об автоматических коробках передач. Вариаторы, роботизированные КПП – это совсем другая история.

АКПП – удобная в работе, она не заставляет водителя постоянно переключать рычаг коробки при изменении скоростного режима, как например в МКПП.

Такой узел трансмиссии идеально подходит для движения по улицам мегаполиса с его постоянными пробками, остановками на светофорах.

Коробки-автоматы, выполненные по отработанным технологиям, отличаются надёжностью, обладают большим рабочим ресурсом.

Пятьсот тысяч километров пробега без ремонта АКПП при условии соблюдения корректной манеры вождения и своевременного технического обслуживания – реальный факт.

Но:

  • интенсивная эксплуатация узла;
  • конструктивные недоработки узла;
  • износ компонентов АКПП;
  • сложные климатические условия;
  • частые пробуксовки;
  • буксировки чужих машин и неправильная транспортировка своей в случае поломки
  • приводят к негативу: выходу из строя автомата.

Неисправности могут различаться в зависимости от марки автомобиля. Однако существуют характерные для всех дефекты.

Перегрев АКПП

ohibka akpp

Максимально допустимый температурный режим в коробке-автомате: 85 – 95°C.

Конкретная цифра зависит от марки машины, её габаритов, конструкции АКПП.

Именно при таких показателях, не выше, детали трансмиссионного узла нормально функционируют, что обеспечивает их длительный срок службы.

Перегрев автомата случается, как правило, в летнее время, когда столбик термометра переваливает за отметку 30°C.

Симптомами повышенной температуры в узле являются:

  1. Толчки при переключении после того, как автомобиль проехал с десяток километров.
  2. Пробуксовка, при нажатии на педаль акселератора машина не едет.
  3. Автомобиль медленно разгоняется.

Также поможет выявить перегрев автоматической КПП диагностический сканер типа ELM327.

При наличии подходящего программного обеспечения он может показать водителю истинную температуру в узле трансмиссии в настоящее время.

Показатели температуры, превышающие допустимые значения, свидетельствуют о неполадках в коробке.

Одной из причин может быть старое масло ATF, которое владелец машины «забыл» вовремя сменить.

Оно утратило свои рабочие свойства, перестало эффективно охлаждать детали АКПП.

Перегрев пагубно влияет прежде всего на соленоиды и фрикционные диски.

В первых от высокой температуры страдают пластиковые компоненты, во вторых – выходят из строя прокладки.

Причиной поломки АКПП от повышенной температуры может стать конструктивная недоработка.

К примеру, одна и та же коробка-автомат Форд 6F35 долго (250 – 400 тыс. км) без проблем функционирует на моделях Ford, на Chevrolet Aveo она выходит из строя на рубеже 100 тыс. км.

Продлить срок эксплуатации АКПП поможет установка дополнительного радиатора охлаждения.

Он работает в паре с термостатом, который даёт команду на его открытие при T=+60 или +70°C.

Грязное масло в АКПП

grjznoe i cistoe maslo akppСлева чистое, справа грязное масло АКПП.

Старая трансмиссионная жидкость является причиной перегрева узла, а также преждевременного износа её компонентов.

Масло помимо охлаждения выполняет следующие важные функции:

  1. Смазывает контактируемые металлические части АКПП, снижает силу трения, увеличивая тем самым срок службы деталей.
  2. Помогает в гидротрансформаторе передать крутящий момент от силового агрегата к автоматической КПП.
  3. Способствует отводу металлического и прочего сора, образованного при работе, очищает коробку.
  4. Отводит тепло от фрикционных компонентов, из гидроблока.

Жидкость ATF перестаёт осуществлять свои функции после большого пробега или эксплуатации машины в сложных условиях.

Многие компании-производители не регламентируют срок замены масла в коробке, однако реальные условия эксплуатации машин показывают, это нужно делать обязательно.

Как советуют опытные водители, эксперты отрасли, замену следует производить через 60 – 75 тыс. км в зависимости от модели авто.

Замену можно выполнять двумя методами:

  • Частично: аппаратом под давлением.
  • Полностью: при помощи слива все технической жидкости.

Неправильный уровень масла в АКПП

sliv masla iz akpp

Большое влияние на работу автомата оказывает уровень трансмиссионного масла.

Переполнение этой технической жидкости или недолив сказывается на нормальном функционировании узла.

Отметим причины, по которым происходит отклонение масла от норматива:

  • Повреждение поддона автоматической КПП.
  • Дефект заливной крышки.
  • Невнимательность работников автосервиса.

Нередко заполнение маслом коробки производится мастерами СТО на холодном двигателе.

Во время движения автомобиля жидкость разогревается, уровень повышается. АКПП начинает работать не по правилам.

Крышка заливной горловины может получить повреждение в результате удара, треснуть во время проезда по дороге с неровным покрытием.

В результате образуется утечка трансмиссионной жидкости, уровень снижается.

Также причиной течи может быть изношенная прокладка крышки. Установка новой решит проблему.

Соленоиды

solenoidy akpp

Если эта деталь выйдет из строя, автомобиль начинает дёргаться во время переключения АКПП, передачи могут не включаться.

Поможет определить поломку диагностический адаптер ELM327, который при подключении к разъёму OBD-II выдаст на экран сопрягаемого устройства ошибку «Неисправность соленоида АКПП».

Соленоид – электромеханический регулятор потоков гидравлической жидкости в гидроплите автоматической коробки передач.

Он получает питание от автомобильной сети. Причиной выхода детали из строя могут быть всё тот же перегрев АКПП, скачки напряжения.

Мастера-любители устранять неполадки своими руками могут попробовать сами устранить дефект.

Как правило, из строя выходит одно из сопротивлений гидравлического блока.

После его замены толчки не станут беспокоить, а передачи будут нормально включаться.

Фрикционные диски

frikcionnie diski akpp

Наиболее уязвимое место в коробке-автомате – фрикционные диски.

Они представляют собой металлическую конструкцию внутри которой находится мягкий пористый материал, например, графит.

Эти прокладки служат для охлаждения металлических компонентов АКПП. Фрикционные диски имеют большой рабочий ресурс.

Однако под влиянием различных негативных факторов, таких как:

  • частые пробуксовки автомобиля во время движения по плохим дорогам;
  • нерегулярная смена масла ATF;
  • перегрев АКПП;
  • неисправность соленоида,

мягкие прокладки могут разрушиться или сгореть.

Металлические части дисков при перегреве становятся синими, у них нарушается геометрия.

Признаками неисправности фрикционов являются:

  1. Пробуксовка автомобиля при включении передачи.
  2. Трансмиссионная жидкость пахнет горелым, темнеет.
  3. Появляются толчки при переключении.
  4. Передачи не включаются.

Определить, что фрикционы вышли из строя несложно, но для этого нужно разобрать автоматическую коробку передач.

Дефекты электроники

 



Помимо механических и гидравлических поломок автоматическая КПП может выйти из строя из-за проблем по электронной части.

Они возникают по причине:

  1. Перегрева АКПП.
  2. Обрыва проводки.
  3. Повреждения датчиков трансмиссионного узла.
  4. Неисправности электронного блока управления.

При отказе в работе контроллера автомобиль сам переключается в аварийный режим.

Как правило, на многих моделях авто включается 3 передача, позволяющая на небольшой скорости добраться до технического центра обслуживания автомобилей.

Рекомендации по эксплуатации АКПП

Как утверждают мастера автосервисов, многих поломок коробок-автоматов можно избежать, если соблюдать правила их эксплуатации.

Перечислим некоторые из них:

  1. Регулярно выполнять замену трансмиссионной жидкости, а также масляного фильтра. При этом использовать жидкость ATF, рекомендованную производителем машины.
  2. Движение на автомобиле можно начинать только после прогрева АКПП хотя бы в течение двух – трёх минут. При температуре ниже -25°C потребуется больше времени для приведения её в рабочее состояние – около 10 минут.
  3. Приём кик-даун (педаль газа – в пол) на машине с автоматической КПП неуместен. Это приведёт к её выходу из строя. Также нельзя жать сразу на две педали: акселератора и тормоза.
  4. Заднюю передачу следует включать только в том случае, если автомобиль остановился полностью. Нельзя двигаться на спуске с включённой нейтралью.
  5. Нужно периодически контролировать уровень масла в коробке. Одновременно с этим необходимо проводить профилактический осмотр трансмиссионного узла, проверять наличие масляных подтёков в районе установки коробки передач.

При обнаружении указанных выше признаков неисправности АКПП, появлении индикации об ошибках в работе на шкале приборов нужно обратиться в сервисный центр.

Продолжение движения на автомобиле с повреждённым автоматом может усугубить критическую ситуацию: владельцу придётся приобретать новую автоматическую коробку передач.