В подавляющем количестве случаев плохо крутит стартер не по причине его неисправности, а и-за низкого заряда аккумулятора. Возможные причины нештатной работы и как их исправить мы подробно рассмотрим в этой статье.

plokho krutit starter

Содержание:

  1. Возможные причины почему туго крутит стартер
  2. Что делать если плохо крутит стартер

В первую очередь, если коленвал на старте прокручивается еле-еле, нужно проверить состояние АКБ (ее зарядку, общее состояние, а также контакты – они должны быть без следов окислов и плотно закручены).

Только после того, как убедились, что с батареей все в порядке, нужно переходить к самому стартеру.

Обычно, если при хорошей зарядке он с трудом вращается, его придется снимать и подробно разбираться с тем, что именно вышло из строя.

Возможные причины почему туго крутит стартер

Первичную диагностику причины неисправности можно проводить без демонтажа узла.

Однако, если внешних причин проблемы не найдено (аккумулятор, проводка, плохая масса), без снятия стартера обойтись не получится.

Основной перечень возможных неисправностей сведен в таблицу:

Неисправность Что требуется сделать для выявления и устранения
Разряженный аккумулятор Проверьте степень заряда, при необходимости полностью зарядите АКБ.
Плохой контакт на выводах аккумулятора Очистите контакты, плотно затяните их. Обратите внимание на подсоединение кабеля массы к корпусу автомобиля.
Подгоревшая контактная группа на втягивающем реле Попробуйте завести машину перемкнув контакты отверткой. Если стартер крутит хорошо, проблема в плохих контактах. При перемыкании не забудьте поставить коробку передач на нейтраль, чтобы машине не поехала.
Изношенные щетки Снять заднюю крышку и проверить длину щеток. При необходимости заменить на новые.
Замыкание или обрыв обмоток статора или ротора Требуется полный разбор узла. С помощью мультиметра проверяются обмотки на обрыв, замыкание на массу и межвитковое замыкание. При проблеме с ротором его можно заменить. Если вышли из строя обмотки статора, легче заменить весь стартер.
Прокручивается бендикс Возможен износ зубьев или прокручивание муфты свободного хода. Бендикс можно отремонтировать, но проще и дешевле заменить.
Загустевшее моторное масло Проблема обычно возникает зимой при использовании летнего или не соответствующего по вязкости масла. Решается только заменой масла в прогретом помещении.
Тяжело идет сам коленвал В этом случае требуется пройти диагностику на станции техобслуживания, так как проблема точно серьезная. Возможны задир поршней, выработка вкладышей, заклинивший подшипник и т.п.

Разберемся с причинами того, что стартер с трудом проворачивает коленвал

Их не так много, нередко опытный водитель по характеру поведения узла может достаточно часто определить возможную неисправность.

1. АКБ. Холод способствует снижению емкости аккумулятора. Пусковой ток также снижается. Поэтому зимой даже хорошо заряженный аккумулятор вяло крутит стартер.

Снижение силы тока может происходить из-за клемм аккумулятора, если они слишком окислены или имеют плохой контакт. В этом случае получается эффект резистора.

koroziia na klemah

Коррозия на выводах аккумулятора.

2. Слабый контакт с массой. Распространенная причина слабой работы стартера. Контакт также, как и в случае аккумулятора может быть ослаблен, загрязнен или иметь сильную коррозию.

3. Износившиеся втулки. Втулки, запрессованные в переднюю и заднюю крышку стартера, со временем изнашиваются.

Прежде всего это касается втулки, находящейся в переднем носке. В результате выработки ротор стартера получает перекос и начинает задевать за обмотки статора.

Хотя в этом случае ротор продолжает крутиться, но делает это с трудом, теряя часть мощности на трение от обмотки.

Со временем работа в подобном режиме приводит к протершейся изоляции и пробою обмоток статора, ротора или обеих деталей вместе.

4. Бендикс. Обычно бендикс не влияет на скорость вращения. Но возможна ситуация, когда в муфте вращения со временем изнашиваются ролики.

В результате при зацеплении с зубьями маховика зубчатка бендикса не тормозится, а немного проскальзывает.

Это приводит к тому, что хотя сам стартер крутится с нормальной скоростью, но коленвал он вращает с меньшей, чем это нужно для пуска двигателя.

stopornie roliki bendiksa

Стопорные ролики бендикса.

5. Некачественный контакт с кабелем, от которого подается ток на статор. Стартер – мощный электродвигатель, поэтому через него протекает ток, имеющий высокую силу. Если контакт ослаблен, он начнет выгорать. Если он припаян, то пайка со временем отпадает.

6. Замыкание в обмотках на роторе или статоре. Межвитковое замыкание или пробой на массу снижает мощность стартера.

Он начинает тянуть через силу, но некоторое время продолжает работать. Из-за сильного нагрева обмоток они быстро выйдут из строя и узел перестанет функционировать полностью.

vigoranie obmotki na obmotke statora

Выгорание изоляции на обмотке статора из-за межвиткового замыкания.

7. Износившиеся щетки. Щетки на стартере используют, сделанные из графита или смеси графита и меди.

Со временем они стачиваются, контакт их с кольцом ротора становится слишком слабым.

Также подобное может происходить из-за ослабления прижимных пластин, смещения ротора из-за выработки втулок.

Еще одна причина – износ самого контактного кольца.

virobotka kontaktnogo kolca na startere

Выработка контактного кольца на стартере.

8. Чрезмерная вязкость моторного масла. Проблема возникает зимой в сильные морозы, если в двигатель залито густое масло.

Из-за холода оно приобретает чрезмерную густоту. Коленвал из-за этого прокручивается с трудом, стартеру в этом случае просто не хватает силы быстро вращать маховик.

9. Неисправная поршневая группа или коленвал. Самая неприятная причина. Возникает, если вращению коленвалу препятствуют проблемы в нем самом или поршневой группе.

Это могут быть заклинившие опорные подшипники, задиры или выработка во вкладышах, задиры в цилиндрах, расплавленный или сломавшийся поршень и т.п.

Все это создает препятствия для нормального вращения стартера.

10. Подгоревшие контакты. Со временем контактная группа, через которую на стартер подается ток, подгорает из-за сильного искрения.

Площадь контакта уменьшается, действую как резистор из-за чего снижается вращение.

А вот подгоревшие контакты на замке зажигания на вращение стартера влиять не могут.

Если эту причину вам озвучивает мастер на СТОА, то он не специалист. Дело в том, что ток идет от стягивающего реле стартера на замок, т.к. замок управляет его массой.

Сделано это для того, чтобы на контактах замка не было сильного искрения.

Но даже подгоревшие контакты могут привести только к снижению тока на обмотках втягивающего реле.

Сам стартер работает непосредственно от аккумулятора и, если реле нормально сработало, то он будет работать вне зависимости от его состояния.

Некоторые автовладельцы предпочитают не тратить усилия на диагностику, а просто покупают новый стартер или аккумулятор. Если есть лишние деньги, такой подход может иметь место, но часто проблема достаточно просто устраняется без лишних затрат.

Что делать если плохо крутит стартер

Прежде всего нужно найти причину неисправности и устранить ее.

Прежде всего требуется проверить аккумулятор и состояние его контактов, затем остальную проводку, обслуживающую стартер.

После этого проверяется непосредственно сам стартер.

Проверьте состояние АКБ. Аккумулятор не должен быть сильно разряжен. Особенно важно его состояние зимой.

Достаточно подзарядить батарею зарядным устройством и попробовать в теплом гараже завести машину. Если получается – проблема с аккумулятором.

Возможно его не заряжает генератор и нужно выяснить почему. Старый аккумулятор пора заменить. Это же относится к экземплярам, имеющим повреждения корпуса.

Состояние клемм. Контакты должны быть чистыми, без следов окисления, грязи. Затягиваются они плотно, не болтаться.

Если проверка аккумулятора показала, что все в порядке, контакты плотные и не окислившиеся, то проверьте кабеля идущие на стартер. Они должны также быть хорошо затянуты в местах контактов. Сами кабеля не должны быть перетерты или иметь повреждения изоляции.

Проверьте присоединение стартера и аккумулятора к массе. Если и тут все отлично, то нужно проверять сам стартер и двигатель.

Контактная группа на втягивающем реле. Поставьте коробку передач на нейтраль, включите ручной тормоз. Перемкните контакты стартера напрямую отверткой. Если заработал – дело в ней.

Можно полностью поменять реле или починить контакты. Придется развальцевать реле, отпаять контакты. Поверхность шляпок болтов зачищается наждачной бумагой, контактную пластину достаточно просто перевернуть неиспользованной стороной.

podgorevhie kontakti

Подгоревшие контакты.

Щеточная группа. Щетки изнашиваются сами по себе от трения по контактному кольцу. При сильном износе их нужно заменить. Меняются все щетки полностью. Также важно, чтобы щетки прилегали к кольцу равномерно, не было перекосов. Проверьте затяжку контактов, а также пружины. Они не должны быть ослаблены и перекошены.

silno iznohenie scetki startera

Сильно изношенные щетки стартера.

Втулки. Износ легко определяется, если пошатать пальцами ротор стартера. Люфт сразу чувствуется. Разбитые втулки нужно выпрессовать и заменить на новые.

Самому это сделать сложно – нужна соответствующая оснастка и опыт. Небольшой перекос, невидимый глазом, приведет к тому, что ротор будет вращаться с большим трудом. В результате стартер может быстро сгореть.

Стопорная шайба. Из-за слетевшей стопорной шайбы якорь может уйти вперед. В результате щетки будут только краешком касаться контактного кольца, что приведет к его выгоранию и снижению силы тока, поступающего на обмотки.

Обмотки ротора и статора. Выходят из строя из-за межвиткового замыкания или пробоя на массу. Реже бывает обрыв обмотки. Замыкание приводит к уменьшению мощности электромотора, сами обмотки сильно греются, при этом изоляция продолжает разрушаться.

При проверке нужно визуально осмотреть обмотки – места замыкания часто видно по выгоревшей изоляции. Также проверьте все обмотки мультиметром.

Бендикс. Оцените состояние шестерни, проверьте нет ли прокрутки на обгонной муфте. Обычно о проблемах с узлом свидетельствует характерный лязг во время работы стартера. Хотя починить изношенную муфту можно, делать это стоит только в том случае, если речь идет о редкой марке машины, на которую сложно достать родной или подходящий бендикс.

Если со стартером все нормально, остается перейти к двигателю. Похоже, проблема в нем:

  • Вязкое моторное масло. Проблема возникает зимой, если владелец автомобиля залил масло с большой вязкостью. В мороз оно становится настолько густым, что коленвал не получится провернуть с помощью стартера.
  • Коленвал. Проблемы с коленвалом или поршневой группой проявляют себя не только при запуске, но и во время работы двигателя. В этом случае нужно как можно быстрее обратиться за помощью на станцию техобслуживания, пока проблема не стала критической, когда потребуется капитальный ремонт двигателя или его полная замена. Самостоятельно тестировать и разбирать двигатель не рекомендуется – это работа для специалистов.

Заключение

Если стартер начал плохо крутить двигатель во время запуска, нужно внимательно разобраться в чем дело.

Прежде всего нужно осмотреть и проверить аккумулятор, его зарядку, состояние его корпуса и контактов.

Затем осмотрите контакты на самом стартере, состояние кабелей, подходящих к нему, присоединение стартера и аккумулятора к «массе».

Только убедившись, что все эти элементы в полном порядке, стоит переходить к самому стартеру. Попробуйте напрямую включить узел, перемкнув контакты напрямую.

Если стартер не заработал, его нужно снять с двигателя и подробно осмотреть следующие детали: втулки, щеточный узел, состояние ротора, обмотки статора и ротора, последние также нужно проверить мультиметром на обрыв и замыкание. Также проверьте работоспособность бендикса, не сорвало ли стопорное кольцо.

Зимой посмотрите масло – не слишком ли оно густое. Если найти причину неисправности так и не удалось, то отправляйтесь на станцию техобслуживания – пусть машину посмотрят мастера.