В нашей статья рассмотрим все возможные неисправности генератора, а так же как их диагностировать и исправить своими руками.

neispravnosti generatora

Содержание:

  1. Распространенные неисправности генератора
  2. Распространенные неисправности аккумуляторной батареи
  3. Виды неисправностей генератора
  4. Диагностика неисправностей
  5. Самостоятельная проверка генератора
  6. Ремонт и устранение неисправностей

Современные автомобили имеют сложную электросистему с большим количеством оборудования.

За их бесперебойное питание отвечают генератор и аккумулятор. Они работают в паре.

Аккумулятор используется для питания стартера и остальных систем, когда двигатель выключен.

Генератор вырабатывает электроэнергию, обеспечивая питанием все электроприборы и заряжая аккумуляторную батарею.

Выход из строя генератора или аккумулятора неизбежно оборачивается через некоторое время неисправностью второго устройства из-за работы в нештатных условиях.

gorit lampa zariadki akb

Лампочка отсутствия зарядки аккумулятора.

Есть 2 основные неисправности генератора:

  • Отсутствие зарядки или очень маленькие ее значения, приводящие к быстрому разряду аккумулятора.
  • Чрезмерный заряд аккумулятора при большем, чем положено напряжении, приводящий к выкипанию электролита, разрушению пластин, могут также перегореть электроприборы.

Ездить с неработающим или работающим не штатно генератором нельзя. Делать такое можно только, если поломка застала в дороге и нужно добраться до станции техобслуживания или места, где можно провести диагностику и ремонт неисправности.

Распространенные неисправности генератора

Генератор не самое сложное устройство в автомобиле, поэтому перечень распространенных поломок небольшой:

  • Износившиеся щетки.
  • Выгоревшие или изношенные токосъемные кольца.
  • Изношенный или механически поврежденный приводной шкив.
  • Неисправный регулятор напряжения.
  • Изношенный, рассыпавшийся подшипник.
  • Пробитый или перегоревший выпрямительный диод.
  • Обрыв или замыкание зарядных проводов.

Все эти неисправности имеют характерные признаки, по которым можно определить, что именно нужно проверять в первую очередь.

Распространенные неисправности аккумуляторной батареи

Современные аккумуляторы достаточно надежны и просты в устройстве. Чаще всего их неисправности связаны с нарушением правил эксплуатации или механическими повреждениями.

Чаще всего возникают следующие поломки:

  • Трещина в корпусе, через которую вытекает электролит.
  • Загрязнение верхней панели, вызывающее утечку тока.
  • Неправильно установленная полярность.
  • Повреждение или осыпание пластин.
  • Замыкание между пластинами.
  • Коррозия контактов.
  • Обрыв или замыкание токоведущего кабеля.
  • Отсутствие надежной массы.

Кроме неправильной эксплуатации причинами неудовлетворительной работы АКБ могут быть производственный брак и естественное старение изделия.

Виды неисправностей генератора

На практике проблемы с генератором возникают гораздо чаще, чем с батареей.

Это связано с большей сложностью узла, а также с наличием в нем движущихся частей.

Генератор – это устройство для преобразования механической энергии в электрическую.

Сейчас на автомобилях применяют только генераторы переменного тока. Чтобы преобразовать переменное электричество в постоянное, в состав генератора входит диодный мост, отсекающий ток обратной полярности.

В легковых автомобилях номинальное напряжение энергосистемы составляет 12 В.

Но нормальное напряжение, которое выдает генератор обычно больше – 13,8-14,8 В.

Меньший ток приводит к недозаряду аккумулятора, что оборачивается проблемами с пуском двигателя, особенно зимой.

При большем напряжении может закипеть электролит, перегореть лампочки, выйти из строя другие электроприборы.

За поддержание параметров тока в заданном коридоре отвечает регулятор напряжения. Обычно он встраивается непосредственно в генератор как отдельная деталь или составляет единое целое с щеточным узлом.

ustroistvo generatora

Устройство автомобильного генератора.

Все неисправности узла можно поделить на связанные с механикой и электрической частью.

Наиболее частые механические повреждения:

  1. Поломка шкива.
  2. Износ ремня передачи.
  3. Износ подшипников.
  4. Ослабление прижимных пружин щеток.
  5. Поломки корпуса и его креплений.

Самые частые электрические неисправности:

  1. Износ или выгорание щеток.
  2. Выход из строя реле-регулятора напряжения.
  3. Межвитковое замыкание статора или ротора.
  4. Пробой или обрыв выпрямительного диода.
  5. Выгорание или износ контактного кольца.

Нужно учесть, что вовремя не устраненное повреждение приведет к дальнейшим поломкам, так что генератор будет легче заменить на новый, чем ремонтировать старый.

Например, износ подшипников может привести к биению ротора, что способно вызвать межвитковое замыкание, поломку корпуса или заклинивание вала.

razborka generatora dlia remonta

Разборка генератора для ремонта.

Нужно учитывать, что одинаковые симптомы в некоторых случаях проявляются при разных неисправностях.

Например, отсутствие контакта на замке зажигания или в блоке предохранителей приведет к тому, что загорится лампочка неисправности генератора.

При выработке ремня генератора нередко появляется свист, напоминающий выработку подшипника, иногда же звука нет вообще, на глаз ремень вращается с положенной скоростью, а генератор не вырабатывает электричество, как будто вышел из строя реле-регулятор или произошел обрыв в обмотке.

Наиболее типичные признаки проблем с генератором:

  1. Непрерывно горящая или мигающая лампочка разряда аккумулятора при работающем двигателе.
  2. Аккумулятор быстро разряжается.
  3. Электролит в батарее закипает, чувствуется неприятный кислотный запах при открывании крышки отсека двигателя.
  4. Тусклые фары, тихий или неработающий сигнал клаксона при включенном моторе.
  5. Фары загораются ярче синхронно с увеличением оборотов двигателя, а при их уменьшении становятся тусклее при перегазовке или езде.
  6. Скрежет, визг, вой, дребезжание генератора.

Диагностика неисправностей

Некоторые поломки генератора достаточно легко выявить без оборудования.

Например, слишком большое напряжение значит, что вышел из строя реле-регулятор.

Поломка диагностируется по кипению электролита и постоянно меняющим интенсивность свечения фарам во время движения или перегазовки.

Тестировать генератор нужно в СТО на стенде. Если делать проверку на современном автомобиле, легко вывести из строя целый ряд узлов.

На стенде замеряется напряжение, которое выдает устройство. Если оно находится в пределах 13,8-14,8 В, то все нормально.

Отклонения свидетельствуют о неисправности. Визуально можно проверить узел на механические повреждения.

Причины поломок

Генератор – интенсивно работающий узел, поэтому его детали страдают от износа и коррозии.

Чаще всего неисправности генератора связаны с продолжительной эксплуатацией. Например, требуется замена стершихся щеток.

iznohennie i celie schetki

Изношенные и целые щетки.

Подшипники на устройстве устанавливают необслуживаемого типа. После определенного срока эксплуатации его просто заменяют на новый.

Обычно вышедшие из строя узлы генератора не ремонтируют, а заменяют на новые из-за сложности и нецелесообразности восстановления.

Среди других причин поломок можно указать следующие:

  1. Неправильная эксплуатация.
  2. Заводской брак.
  3. Воздействие внешних факторов (перегрева, попадание внутрь генератора жидкостей, грязи, коррозия из-за воздействия дорожных реагентов, жидкостей и т.п.).
  4. Механическое воздействия (удары, падения).

Самостоятельная проверка генератора

Первым делом проверьте блок предохранителей. Затем осматриваются провода, подходящие к генератору на предмет обрыва, замыкания и т.п.

Осматривается узел контактов. Проверьте, нормально ли крутится ротор, а также отсутствие повреждений на корпусе, шкиве.

Если зарядка пропала совсем или стала неустойчивой, проверьте натяжение и выработку приводного ремня.

Визуально он может быть вполне рабочим, но из-за предельной выработки проскальзывает на шкиве, из-за чего генератор хоть и вращается, но нормальную зарядку дать не может.

Для проверки можно ослабить крепление генератора и кратковременно рычагом отклонить его так, чтобы ремень сильно натянулся.

Если контрольная лампа погаснет – нужно менять ремень. Учтите, затягивать генератор в таком положении, чтобы ремень был постоянно натянут без прогиба нельзя – есть риск поломки.

При неработающем двигателе открутите щеточный узел. Возможно, щетки износились или выгорели. Одновременно проверьте на выработку контактное кольцо

Для этого посветите фонариком и прокрутите шкив генератора рукой.

proverka kontaktnogo kolca

Проверка контактного кольца генератора.

Если во время работы мотора генератор издает дребезжащий гул, вой, то это признак проблем с подшипниками. Их нужно заменить.

Если это пока невозможно, то попробуйте снять уплотнительную крышку и нанести на шарики высокотемпературную консистентную смазку (литол).

zamena smazki v podhipnike

Замена смазки на подшипнике.

Если все нормально, но зарядки так и нет, нужно проверять ротор и статор.

Включите мультиметр в режим проверки сопротивления и прикоснитесь щупами к обеим контактным кольцам. Прибор должен показать 1,8-5,0 Ом.

Если значение выше – есть обрыв в обмотке, если меньше – произошло короткое замыкание. Также подсоедините один щуп стальному массиву, а второй к первому, потом ко второму контактному кольцу. Если сопротивление близко к 0 – есть короткое замыкание обмотки на массу.

proverka rotora multimetrom

Проверка ротора мультиметром.

Проверка статора проводится аналогично. Выводы обмотки нужно отключить от выпрямительного блока (для этого нужно снять заднюю крышку генератора).

Измерьте сопротивление между выводами обмотки попарно – они должны быть в районе 10 Ом. Если меньше – в витках замыкание, если больше – обрыв.

Также проверьте сопротивление между выводами и массой – если оно малое, то произошел пробой.

proverka statora multimetrom

Проверка статора мультиметром.

Для того, чтобы проверить диоды, их выводы должны быть отсоединены от обмоток статора.

Проверка мультиметром проводится в режиме испытания диодов или сопротивления. Каждый диод проверяется присоединением щупов к обоим выводам.

Потом положение щупов меняется. Если в одном положении сопротивление отсутствует, а в другом оно близко к бесконечности – деталь исправна.

Если сопротивление в обоих положениях близко к 0 – диод пробит, близко к бесконечности – произошел обрыв. Диод нужно менять.

proverka diodnogo mosta generatora

Проверка диодов мультиметром.

Реле-регулятор проверить можно только на стенде. Обычно, если все остальные узлы в порядке, то проблема в нем.

Ремонт и устранение неисправностей

Практически все неисправности на генераторе исправляются заменой узлов. Большинство из них неремонтопригодные.

Это касается прежде всего таких деталей как щетки (часто меняется весь щеточный узел), реле-регулятор, подшипники, приводной ремень, шкив, детали корпуса.

Чаще всего требуют замены ремень. Это нужно делать каждый раз по истечении его срока эксплуатации, даже если он кажется работоспособным.

Также периодической замены требуют щетки. На старых генераторах нужно было также протачивать кольца.

На новых моделях в случае выработки или выгорания колец менять придется весь ротор.

Обмотки меняются всем блоком. Раньше их обычно перематывали, но это имеет смысл только для очень редких моделей, иначе перемотка обойдется дороже замены.

Нужно учитывать также, что проблемы с недозарядкой аккумулятора могут быть вызваны не генератором.

Если вы недавно поставили новый электроприбор, причина может быть не в нем, а конкретно в слишком большом количестве потребителей, для питания которых мощности генератора недостаточно.

Также проверки обязательно требует аккумулятор. Возможно подгорели, окислились или ослабли контакты, вытек электролит через трещину, АКБ не берет заряд из-за старости и т.п.

Заключение

Любые неисправности с электропитанием автомобиля требуют максимально быстрого исправления.

Допускается продолжение движения к ближайшему месту, где можно устранить неисправность или гаражу, если он недалеко.

Слишком сильное напряжение может привести к поломке АКБ, электроприборов.