Эта деталь ходовой части автомобиля испытывает большие нагрузки во время движения. Нередко она выходит из строя раньше установленного производителем срока. Расскажем когда и как менять ступичный подшипник, рассмотрим признаки выхода из строя, виды подобного компонента ходовой авто. Также ответим на часто задаваемые вопросы по эксплуатации подшипника в ступице.

 
 

 

kogda i kak menyat stupichnyj podshipnik

Содержание:

  1. Что такое ступичный подшипник
  2. Виды ступичных подшипников
    - Однорядные
    - Роликовые конические
  3. В каком виде продаются ступичные подшипники
  4. Как понять, что пора менять ступичный подшипник
    - Чем опасны неисправности ступичного подшипника?
    - Причины выхода из строя ступичного подшиника?
    - Признаки неисправности
    - Как самостоятельно выявить неисправность ступичного подшипника?
  5. Как заменить ступичный подшипник?
    - Инструмент необходимый для замены
    - Замена ступичного подшипника своими руками
  6. Как правильно подтянуть ступичный подшипник
  7. Часто задаваемые вопросы про ступичные подшипники

Что такое ступичный подшипник

Ступичный подшипник является узлом подвески, которая относится к ходовой части машины.

Она соединяет колесо машины и ступицу, обеспечивая вращение и центровку колеса на автомобильной оси.

Это – одна из важных составляющих узла, отвечающих за безопасность участников дорожного движения.

Установка этой детали также выполняется одинаково. Внутренняя часть обеспечивает вращение, наружная – размещается неподвижно.

 



Ступичный подшипник входит в конструкцию, в которой помимо него находятся:

  • Ступица с упорной шайбой, гайкой и стопором.
  • Внутреннее и наружное грязеотражательные кольца.
  • Поворотный кулак.

Сама деталь может иметь разное конструктивное решение, однако у неё есть общие для типов составляющие:

  • Внутренняя и наружная обоймы.
  • Сепаратор-разделитель.
  • Компоненты качения.

Такой компонент подвески работает в сложных условиях: высокий температурный режим, атмосферные осадки, химические реагенты оказывают негативное влияние на деталь, сокращают его рабочий ресурс.

Виды ступичных подшипников

Такие подшипники появились раньше автомобилей. Они устанавливались в конструкцию ходовой карет, различных повозок.

С началом производства автомобилей они с успехом перекочевали в подвеску.

По мере развития автомобилестроения деталь неоднократно модернизировалась, меняла размеры, массу. Перечислим виды ступичных подшипников, используемых на авто.

Однорядные

Однорядный ступичный подшипник в разрезе

Постепенно уходящий в историю вид ступичных подшипников, относящийся к так называемому «нулевому» поколению этих деталей.

Он ещё находит применение в некоторых моделях машин, коммерческих транспортных средствах, автомобилях повышенной проходимости.

Существуют однорядные роликовые конические и шариковые подшипники для ступичного механизма.\

Плюсы однорядных подшипников:
  1. Надёжная работа.
  2. Большой рабочий ресурс.
  3. Более низкая цена по сравнению с аналогами новых поколений.
Минусы однорядных подшипников:
  1. Сложность в предварительном натяжении.
  2. Непростая установка.
  3. Громоздкая конструкция.
  4. Нужно уплотнение для удержания смазочного материала в механизме.
 

Роликовые конические

Ступица с роликово коническим подшипником в разрезе

Однорядные подшипники ступичного узла начиная с середины прошлого столетия уступают место двухрядным деталям новых поколений – Hub Unit Bearings (HUB).

Производятся:

  • Радиально-упорные шариковые.
  • Роликовые конические подшипники.

С момента появления этот вид неоднократно модернизировался.

HUB-I может оснащаться датчиком антиблокировочной системы ABS, выпускается в открытом или закрытом виде.

Плюсы роликовых конических подшипников:
  1. Надёжный, упрощённый регулируемый предварительный натяг.
  2. Не нужно использовать дополнительных деталей для настройки.
  3. Компактность, малый вес.
  4. Не надо использовать уплотнения.
Минусы роликовых конических подшипников:
  1. Непростая установка.
  2. Неудобно установленное уплотнение.
 

Следующие поколения HUB-II и HUB-III обладали схожим исполнением, но в результате проводимых модернизаций уменьшался вес детали, габариты, упрощался монтаж.

Ступичный подшипник третьей генерации HUB отличается более простой установкой датчиков АБС, имеет жёсткую конструкцию, увеличивающую его рабочий ресурс.

Также срок службы детали увеличивает гальваническое покрытие, защищающее её от коррозионных образований.

Есть возможность проихводить регулировку подшипника. Её нужно выполнять при появлении зазора между наружной обоймой и телом качения, используя для этого регулировочную гайку. С её помощью можно ослабить «зажатость» узла, увеличив люфт на оси.

Плюсы третьей генерации HUB:
  1. Упрощённая процедура замены.
  2. Возможность регулировки.
  3. Длительный рабочий ресурс.
Минусы третьей генерации HUB:
  1. Требовательность к качеству смазочного материала.
 

В каком виде продаются ступичные подшипники

Продавцы в автомагазинах предлагают различные виды комплектации данной продукции.

Существуют ремкомплекты, в которых помимо самой детали присутствуют:

  • Крепёжные элементы.
  • Заглушки.
  • Стопорные кольца.
  • Прокладки.
  • Шплинты и штифты.

Также многие производители поставляют товар, в упаковке которого есть только один подшипник для ступицы.

Поэтому автовладельцу перед покупкой следует определиться с тем, что ему нужно для замены.

К примеру, в состав комплекта ступичного подшипника известного британского упаковщика автомобильных товаров компании QUINTON HAZELL входит сама деталь, а также прокладка, шплинт и смазочный материал.

Ступичный набор транснациональной компании NTN-SNR включает в себя:

Комплект ступичного подшипника

  1. Подшипник.
  2. Стопорное кольцо.
  3. Крепёжную гайку.
  4. Колпачок-заглушку.
 

Также перед походом в магазин нужно изучить информацию о производителях товара, почитать отзывы автолюбителей в интернете.

В настоящее время рынок заполнен контрафактным товаром. Его можно отличить от качественной продукции по невзрачной упаковке, отсутствию голограмм, информации о компании-изготовителе.

Продукция «левых» компаний привлекает покупателей низкой ценой. Однако на деле экономия от покупки оказывается «липовая» – такая деталь быстро выйдет из строя, может стать причиной создания аварийной ситуации на дороге.

Как понять, что пора менять ступичный подшипник

У отечественных водителей есть свой менталитет. Есть автовладельцы, которые занимаются заменой вышедшей из строя детали только тогда, когда машина перестаёт ехать. Со ступичным подшипником такая же история.

Некоторые «специалисты» считают, что при появлении первых признаков неисправности этой детали, не следует сразу заниматься её заменой.

Однако это глубоко неправильное суждение.

Чем опасны неисправности ступичного подшипника?

Движение на транспортном средстве с повреждённым подшипником ступицы чревато следующими негативными последствиями:

  1. Клином колеса при движении.
  2. Разрушением узла ходовой части автомобиля.
  3. Потерей управления машиной.

Заклинивание колеса, особенно если это произойдёт при движении на высокой скорости чревато серьёзной аварией, угрозой безопасности жизни участников дорожного движения, масштабными повреждениями авто.

Поэтому при появлении первых признаков повреждения этой детали следует незамедлительно заняться заменой.

Причины выхода из строя ступичного подшиника?

Перечислим основные причины выхода из строя подшипника ступицы:

  1. Окончание рабочего ресурса детали.
  2. Некорректная установка, излишние усилия при затяжке, характеризующаяся образованием зазоров и появлением люфтов, а также чрезмерной близости с другим деталями механизма, что приводит к перегреву и заклиниванию подшипника.
  3. Перегруженность транспортного средства.
  4. Отсутствие смазочного материала, его избыток, использование смазки плохого качества.

Также частой причиной повреждения данной детали является плохое качество дорожного покрытия: ямы, кочки, выбоины и т. д.

Признаки неисправности

Рассмотрим симптомы поломки:

  1. Появление гула, доносящегося с места установки колеса, который усиливается по мере дальнейшего движения. Вначале его можно слышать при вхождении в поворот, затем он раздаётся и при движении по прямой.
  2. Люфт колеса, по этой причине ухудшается управление автомобилем.
  3. Ступичный механизм чрезмерно нагревается – проверяется рукой на только что остановленном авто.
  4. Вибрация кузова во время движения.
  5. Металлический скрежет, хруст при остановке.

Также понять, что необходимо заняться заменой ступичного подшипника на автомобилях с ABS можно по загоревшемуся индикатору на панели приборов.

Как самостоятельно выявить неисправность ступичного подшипника?

Определить, какой именно подшипник вышел из строя, можно следующим способом.

Определение неисправности по звуку и вибрациям передних подшипников

Нужно развить скорость на автомобиле около 60 км/час. Во время движения повернуть рулевое колесо на угол примерно 25 градусов влево. Если гул усилился, значит причиной поломки является правый подшипник ступицы. В случае поворота руля вправо шум снизился, это дефект левой детали.

Такой метод проверки подходит для определения неисправности подшипников, расположенных на передней оси автомобиля.

Как отмечают работники автосервисов, именно они чаще ломаются, так как передняя ось принимает на себя большую часть механических ударов при наезде на препятствие.

Определение неисправности задних ступичных подшипников

Подшипники задней оси проверяются иначе. Нужно поддомкратить машину с одной стороны или подвесить её на подъёмном устройстве.

После этого следует установить ручку переключения передач на скорость и руками повращать колесо. Если ступичный подшипник исправен – люфта нет. Даже небольшой люфт указывает на повреждение детали.

Как заменить ступичный подшипник?

Поняв, что замена подшипника в ступице необходима, автовладельцу следует заняться устранением дефекта.

Есть два варианта решения проблемы: отдать автомобиль мастерам на станцию технического обслуживания или выполнить ремонт своими силами.

Замена ступичного подшипника своими руками требует знаний технологии подобных ремонтных работ, навыков автомеханика, инструмента.

Инструмент необходимый для замены

Чтобы выполнить операцию по смене ступичного подшипника, необходимо подготовить следующий инструмент:

  1. Автомобильный домкрат.
  2. Ключи с набором торцевых головок.
  3. Ключ-трещотку.
  4. Резиновую или деревянную киянку.
  5. Отвёртку с плоским наконечником.
  6. Молоток.
  7. Монтировка.
  8. Сухая ветошь.
  9. Наждачная бумага.
 

Замена ступичного подшипника своими руками

Подскажем алгоритм выполнения операции автовладельцам, решившимся на самостоятельную замену.

Оговоримся, что ходовая автомобилей имеет разное конструктивное решение.

Исходя из этого замена ступичного подшипника на одной модели авто может отличаться от хода аналогичной операции на другой машине.

Рассмотрим универсальную модель смены этой детали на новую запчасть, подходящую для многих автомобилей:

1. Транспортное средство размещается на ровной поверхности. На машинах с механической КПП ручка переключения передач устанавливается на первой скорости. В автомобилях с коробкой-автоматом выставляется режим «Parking» (P). Обязательное условие для обоих видов – следует поставить автомобиль на стояночный тормоз. Также необходимо установить опоры, противооткатные башмаки под колёса, с которыми работы не будут проводиться.

Не соблюдение этих правил техники безопасности чревато получением травм работающим, нанесением повреждений машине.

2. Колесо, у которого будет проведена замена подшипника ступицы, нужно поддомкратить. Это необходимо для получения свободного доступа к местонахождению детали. Для этого изначально следует ослабить гайки колёс, после чего следует поднять домкратом зону работы на высоту, необходимую для свободного снятия колеса.

Откручивание колесных болтов

3. Затем необходимо демонтировать колесо, открутив сдвинутые с места гайки.

Демонтаж колеса

4. После этого нужно снять суппорт механизма торможения при помощи торцевого ключа, а затем отвёртки. Чтобы не повредить тормозной шланг и не нарушить герметичность соединения, рекомендуется зафиксировать его под аркой колеса.

Снятие суппорта

5. Следующая операция – снятие пыльника, шплинта и крепёжной гайки с шайбой.

6. Затем выполняется демонтаж диска торможения. Во время этой операции возможны затруднения, диск может прикипеть к механизму. Снятие следует производить аккуратно с помощью сподручных средств, например, деревянной или резиновой киянки, устройства для снятия диска, других подобных инструментов. Осторожность в работе нужна для того, чтобы не повредить гладкую поверхность детали.

Демонтаж диска торможения

7. Демонтаж ступицы. Для этого нужно открутить болты крепления, установленные с внутренней стороны. Дальнейший ход работ зависит от конструкции узла. Если ступичный подшипник и сама ступица представляют собой единый механизм, то следует установить новую деталь, закончив тем самым операцию по замене. В случае автономной установки подшипника на ступицу следует продолжить процедуру.

Демонтаж ступицы

8. Разборка ступицы на предмет извлечения подшипника. Нужно отсоединить с помощью ключа, молотка наружную составляющую детали, а также датчик системы ABS (если он есть). После этого спецоборудованием демонтировать болт крепления подшипника, расположенного по центру.

Разбор ступицы

9. Извлечение обойм ступичного подшипника с места установки. После того как эта процедура будет выполнена необходимо с помощью сухих, чистых тряпок очистить поворотный кулак, близлежащую зону от грязи, старой смазки.

Изъятие подшипника из ступицы

10. Финишный этап работы – установка нового подшипника. Его нужно аккуратно, но надёжно, без перекосов, разместить в посадочном месте. Это можно сделать молотком, киянкой, другим инструментом. Затем следует разместить внутреннюю обойму на поворотном кулаке, не забывая при этом устанавливать стопорные кольца, шайбы. Также нужно во время установки тщательно обрабатывать смазкой поверхности компонентов механизма.

Установка нового ступичного подшипника

11. Следующий этап – сборка этого узла ходовой части машины. Она выполняется в обратной последовательности.

Шплинт, короную гайку, пыльник рекомендуется приобрести новые.

Как правильно подтянуть ступичный подшипник

 



Для корректной работы узлы требуется периодически выполнять подтяжку ступичного подшипника.

Она производится с усилием, измеряемым в Н-м (кг/м), параметр зависит от конкретной модели автомобиля.

Приведём примеры силы затяжки на некоторых популярных марках:

  • Renault (Logan, Sandero, Duster, Megane): 175 – 280 Н-м.
  • Ford (Mondeo, Fusion, Focus): 45 – 53 Н-м.
  • разные модели Chevrolet: 18,9 – 19,5/25,0 – 30,1.
  • Opel: 150 Н-м.

Подобная операция:

  1. Препятствует смещению детали.
  2. Обеспечивает равномерное тепловое расширение.
  3. Снижает силу трения.
  4. Увеличивает контактную площадь.
  5. Распределяет расширение.

Исходными данными для затяжки считаются:

  1. Шаг резьбы.
  2. Габаритный параметр детали.
  3. Показатель осевого зазора.

Работа по подтяжке выполняется при помощи динамометрического ключа. Затягивание стопорной гайки обычным инструментом чревато срывом резьбы или появлением люфта, что приводит к повреждению детали.

Ответы на часто задаваемые вопросы про ступичные подшипники

Автолюбители часто задают вопросы по эксплуатации подшипников в ступице автомобиля. Ответим на часто встречающиеся из них.

Можно ли ездить с неисправным ступичным подшипником?

Как мы уже указывали в статье, езда на автомобиле с неисправным ступичным подшипником недопустима.

Это может привести к серьёзным последствиям, нанесению угрозы жизни и здоровью участников дорожного движения, серьёзным повреждениям машин.

Как долго работают ступичные подшипники?

В идеале эта деталь рассчитана на длительный срок эксплуатации до 120 – 150 тыс. км.

Однако по причинам, указанным в статье этот срок может заметно сократиться.

Также многое зависит:

  1. От качества материала, используемого производителем товара.
  2. Манеры вождения автовладельца.
  3. Дорожного покрытия автомагистралей, по которым приходится ездить хозяину автомобиля.

Мастерам технических центров нередко приходится менять ступичный подшипник на машине через 35 – 45 тыс. км пробега.

Нужно ли менять сразу два ступичных подшипника?

В отличии, скажем, от тормозных колодок, менять парой ступичные подшипники нет смысла.

Установка новой детали на одном колесе передней или задней оси машины не скажется на работе аналогичного механизма на другом.

Это мнение опытных мастеров сервисных служб по ремонту авто, автовладельцев со стажем.

Опасен ли гудящий ступичный подшипник?

Гул подшипника в ступице, издаваемого при движении автомобиля, сигнализирует о повреждении детали.

По мере дальнейшей эксплуатации транспортного средства он будет увеличиваться.

Соответственно возрастает вероятность его полного разрушения, что может привести к заклиниванию колеса, опасным негативным последствиям.

Поэтому при обнаружении гула на ранней стадии следует заменить вышедшую из строя деталь.