В последние годы появилось множество различных суждений по поводу смены масла в любом типе трансмиссии. Поможем разобраться, когда и как нужно менять масло в коробке передач разного типа: МКПП, АКПП, РКПП, вариаторе. Также мы рассмотрим виды жидкости ATF (Automatic Transmission Fluid), разберём их плюсы и минусы, ответим на другие вопросы по эксплуатации трансмиссионного масла.

 
 

 

kogda i kak menyat maslo v korobke peredach

Содержание:

  1. Виды трансмиссионных масел
    - Минеральная трансмиссионная жидкость
    - Синтетические жидкости
    - Полусинтетические трансмиссионные масла
    - Классы вязкости трансмиссионных масел
  2. Зачем нужно масло в коробке
  3. Зачем менять масло в коробке передач
  4. Когда и как необходимо заменить масло в механической коробке передач (МКПП)
  5. Когда и как необходимо заменить масло в автоматической коробке передач (АКПП)
  6. Когда и как необходимо заменить масло в вариаторе (CVT)
  7. Когда и как нужно заменить масло в роботизированной коробке передач (РКПП)
  8. Когда и как заменить масло в коробке DSG
  9. Часто задаваемые вопросы о замене масла в коробке передач

Виды трансмиссионных масел

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, когда и как нужно менять масло в коробке передач, расскажем об его видах.

Также как моторное масло, оно может быть:

  1. Минеральным.
  2. Синтетическим.
  3. Полусинтетическим.
 



Рассмотрим особенности этих смазочных материалов КПП, к каким коробкам передач они лучше подходят, назовём плюсы и минусы каждого вида.

Минеральная трансмиссионная жидкость

Производится из нефти по упрощённым в отличие от других видов масел технологиям.

Минеральное трансмиссионное масло

Это обуславливает его более доступную цену по сравнению с синтетикой и полусинтетикой.

Исходя из свойств «минералку» рекомендуется использовать для механических и автоматических трансмиссий в южных регионах или областях с умеренным климатом.

Плюсы минеральной трансмиссионной жидкости:
  1. Качественная защита деталей от износа.
  2. Быстрый отвод тепла от металлических деталей.
  3. Стойкость к окислению.
  4. Хорошая вязкость.
Минусы минеральной трансмиссионной жидкости:
  1. Снижает рабочие качества на холоде, густеет. Из-за этого увеличивается потребление горючего, появляются проблемы с работой КПП в морозную погоду.
 

Синтетические жидкости

Представляют собой комбинацию нефти (или газа) и различных добавок. Последние улучшают свойства масла, расширяют рабочий диапазон температур.

Синтетику рекомендуют использовать обладателям вариаторов, автоматов, а также остальных видов КПП.

Синтетическое трансмиссионное масло

Плюсы синтетических жидкостей:
  1. Сохраняют рабочие качества на морозе.
  2. Увеличивает рабочий ресурс КПП.
  3. Позволяют снизить расход на топливо.
  4. Длительный срок хранения.
  5. Качественная смазка компонентов коробки.
Минусы синтетических жидкостей:
  1. Высокая цена.
 

Полусинтетические трансмиссионные масла

Представляют собой симбиоз минеральной и синтетической жидкости, а также искусственных добавок.

В результате получился оптимальный продукт для соотношения цена/качество, подходящий для применения во всех КПП.

Полусинтетическое трансмиссионное масло

Плюсы полусинтетических трансмиссионных масел:
  1. Стойкость к перепаду температур.
  2. Устойчивость к окислению, что позволяет защищать детали от коррозионных образований.
  3. Адекватная стоимость.
  4. Хорошие смазывающие свойства.
Минусы полусинтетических трансмиссионных масел:
  1. Не рекомендуется использовать при движении по бездорожью.
 

Помимо видов все подобные материалы смазки деталей коробок переключения передач классифицируются по вязкости.

Классы вязкости трансмиссионных масел

Все выпускаемые промышленностью масла ATF разделяются по вязкости.

Классификацию осуществляют Общество Автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers) из США, сокращённо SAE и другой американский институт, нефтяной, API (American Petrolium Institute).

Первая классификация от SAE производит градацию использования масел по температуре.

Литера W означает, что данный продукт пригоден для применения в зимнее время.

Чем выше будет цифровой показатель около неё, тем гуще будет данная жидкость.

Масло трансмиссии с небольшим числом следует использовать для работы при низкой температуре за бортом.

Жидкость, не имеющая литеры впереди, указывает на то, что её нужно применять в высокотемпературном режиме.

API классифицирует ATF-масло по качеству. Вслед за буквами GL, обозначающее трансмиссионные масла, идёт цифра, обозначающая возможные условия эксплуатации для данного масла:

  1. GL-1 по системе API: для автомобилей, работающих в лёгких условиях. Данное масло выполнено на основе базового материала, например, «минералки», оно не имеет присадок. Оно актуально для применения в грузовом, коммерческом транспорте.
  2. GL-2: в этой жидкости, задействованной в КПП машин, работающих со средней нагрузкой, используют присадки, снижающие износ деталей. Её используют в трансмиссии спецтехники, сельскохозяйственных машинах.
  3. GL-3: масло для грузовых авто, имеющих повышенную загруженность. В нём увеличена пропорция противоизносных присадок.
  4. GL-4: универсальная жидкость, используемая в большинстве транспортных средств. Помимо основы в ней содержится около четырёх процентов противозадирных добавок.
  5. GL-5: эта техжидкость применяется в коробках машин, трудящихся в непростых климатических условиях. В её состав входит большой букет присадок, позволяющих сохранять рабочие качества в разную погоду.
  6. GL-6: такую жидкость заливают в коробку спортивных авто, скоростных машин. Качество смазки обеспечивают эффективные антизадирные присадки.

Обозначение масла ATF по температурному режиму, классу указывается производителем в маркировке, находящейся на упаковке товара.

Зачем нужно масло в коробке

Разобравшись с видами и классификацией трансмиссионной жидкости, приступим к вопросу: зачем нужно масло в коробке переключения передач автомобиля.

В настоящее время производители комплектуют свои машины различными видами трансмиссии:

  1. Классическая механическая.
  2. Коробка-автомат.
  3. Роботизированная КПП.
  4. Вариатор.

Но независимо от вида коробки масло присутствует в каждой из них в обязательном порядке.

Перечислим какие функции выполняет жидкость ATF:

  1. Противодействует износу компонентов трансмиссии.
  2. Смазывает контактирующие детали КПП.
  3. Уменьшает потери по мощности, снижая своим присутствием силы трения.
  4. Стабилизирует температурный режим в механизме.
  5. Препятствует образованию очагов коррозии, появлению отработанных продуктов на поверхности деталей.
  6. Уменьшает шум от работы контактных пар.
  7. Понижает ударные нагрузки на механизм.

Перечисленные функции являются не теоретическими выкладками, а реальными фактами работы жидкости.

Любой из них подтверждается на практике реальными примерами, лабораторными испытаниями.

Представим для примера, что в АКПП или МКПП по причине утечки понизился до критического значения уровень масла.

Металлические составляющие, например, шестерёнки, взаимодействуют друг с другом «на живую». В результате действие сил трения резко возрастает.

Во время работы, не имеющие смазочного вещества детали, начинают быстро изнашиваться. Продуктами износа засоряется механизм, трубопроводы.

Образуемое при контактах тепло не отводится в должной мере, что приводит к перегреву механизма.

Все перечисленное становится причиной выхода из строя отдельных деталей КПП и коробки в целом.

Зачем менять масло в коробке передач

Вернёмся к той проблеме, которую мы затронули в начале статьи: зачем менять масло в коробке передач и нужно ли это делать вообще.

Трансмиссионное масло имеет свои рабочие характеристики по вязкости, антикоррозионным и прочим защитным свойствам.

Рано или поздно рабочий ресурс базового материала, присадок подходит к концу, жидкость перестаёт защищать компоненты КПП от перегрева, износа, от появления коррозии.

Старение масло в коробке передачРазличные состояния масла в коробке передач.

Не так давно ведущие автомобилестроительные компании, среди которых были BMW, Mercedes-Benz, Audi, перестали регламентировать срок замены масла в коробке трансмиссионного узла.

Переход на бессрочный срок службы технической жидкости они аргументировали тем, что электронные «мозги» автомобиля в состоянии установить оптимальный режим для работы масла ATF в зависимости от условий движения машины, свойств самой жидкости.

Однако подобный шаг был явно поспешным. ЭБУ автомобиля не в состоянии предусмотреть всех негативных факторов, с которыми водитель встречается на автомагистрали.

Это может быть:

  1. Поездки по неровным дорогам, бездорожью.
  2. Интенсивная эксплуатация.
  3. Движение с частыми остановками, стоянками на светофорах, в «пробках».
  4. Использование машины при низких минусовых температурах.
  5. Частая буксировка других авто или езда с прицепом.
  6. Перемещение по спускам и подъёмам, движение в высокоскоростном режиме.

Также и сами водители сокращают рабочий ресурс трансмиссионной жидкости, используя агрессивную манеру движения с резкими ускорениями и торможением.

Исходя из этого масло раньше времени теряет свои качества, изнашивается.

Оно не в состоянии выполнять свои обязанности по защите коробки передач.

В результате участившихся отказов в работе различных коробок переключения передач, производители машин, в том числе и названные выше компании, стали регламентировать его срок службы.

Конкретный ресурс замены жидкости устанавливает сама фирма, он может отличаться между собой у разных производителей.

Однако мастера станций технического обслуживания машин рекомендуют это делать в зависимости от интенсивности эксплуатации авто, климатических условий, в котором автовладелец совершает поездки, а также после покупки автомобиля на вторичном рынке.

Рассмотрим когда и как нужно менять масло ATF в коробках разного вида.

Когда и как необходимо заменить масло в механической коробке передач (МКПП)

Несмотря на надёжность и простоту конструкции данного узла, трансмиссионную жидкость следует менять в МКПП обязательно.

Если автомобиль передвигается по хорошим дорогам, его редко используют (на работу – с работы + воскресный шопинг), то масло в механической коробке передач можно менять через 130 – 150 тыс. км.

Однако подобное редко встречается в жизни автолюбителя. Поэтому, если не учитывая каких-либо форс-мажорных обстоятельств, техжидкость следует заменить на рубеже 65 – 75 тыс. км пройденного пути.

Рассмотрим признаки того, что МКПП требует замены масла:

  1. Появление воя или гула с места установки коробки.
  2. Трудное переключение рычага коробки при переходе на другую передачу.
  3. Жидкость видоизменила свой цвет.
  4. Одна из передач не включается.
  5. Самопроизвольное выключение передачи.
  6. Следы масляных подтёков в районе установки коробки.
  7. Появился запах горелым от масла.

Эти признаки указывают на то что пришло время менять масло в МКПП. Однако нужно отметить, что некоторые симптомы могут указывать на дефект компонентов коробки.

Процедура замены жидкости ATF не отличается особой сложностью. Поэтому её можно выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса.

Для этого нужно приготовить масло классов GL4, GL5 или универсальное: GL4/5.

Остальные характеристики подбираются исходя из условий эксплуатации машины.

Операция выполняется в гараже, оборудованном смотровой ямой или подъемником.

Алгоритм действий:

  1. Машина прогревается в течение 10 – 15 минут во время небольшой поездки, устанавливается на яму.
  2. Демонтируется картерная защита.
  3. Ставится под МКПП пустой резервуар для слива отработанной жидкости.
  4. Откручивается пробка заливного (для лучшей эффективности процесса) и сливного клапана, масло сливается.
    Слив масла из механической коробки передач
  5. Очищаются от загрязнений сухой чистой тряпкой масляный щуп, крышки, клапана.
  6. Закручивается сливная крышка, наливается в горловину свежее масло.
  7. Закрывается крышка, устанавливается на место защита.

После этого рекомендуется завести мотор и дать ему проработать пару минут. После этого проверить уровень на масляном щупе, при необходимости долить.

Когда и как необходимо заменить масло в автоматической коробке передач (АКПП)

Замену масла ATF в коробке-автомате рекомендуется производить через 45 – 55 тыс. км.

Для любителей спортивной манеры вождения жидкость в трансмиссии следует менять через 30 – 40 тыс. км.

Симптомы окончания рабочего ресурса этой технической жидкости схожи с аналогичными признаками для МКПП.

Масло в автоматической коробке передач можно менять тремя способами:

  1. Стопроцентная замена, проводится с применением профессионального оборудования на СТО.
  2. Частичная смена или освежение. В ходе этой операции меняется около 40% старой жидкости.
  3. Щадящая, также, частичная, замена.

Из поддона сливают около трёх литров, заливая техжидкость до требуемого уровня. После пройдённых 1 тыс. км операция повторяется.

Рассмотрим ход проведения наиболее популярной у отечественных автовладельцев, частичной, освежающей, замены.

Эта процедура также вполне доступна хозяину автомобиля для самостоятельного выполнения.

Заливать в АКПП следует такое масло, чтобы оно оставалось вязким при разных температурах.

Процесс замены:

  1. Прогретый автомобиль устанавливается на яме.
  2. Откручивается заливная крышка, устанавливается ёмкость под сливное отверстие.
  3. Снимается сливная крышка, масло стекает. Нужно подождать пока жидкость не перестала струиться из слива.
    Слив масла из автоматической коробки передач (АКПП)
  4. Заливается нужный объём нового масла (измеряется по уровню на щупе).

Если владелец хочет увеличить пропорцию свежего масла, то через несколько сотен километров процедура повторяется.

Когда и как необходимо заменить масло в вариаторе (CVT)

Масло в вариаторах меняется через 40 – 45 тыс. км или через 30 – 35 тыс. км при сложных условиях эксплуатации.

Нужно отметить, что этот вид трансмиссии требователен к качеству масла ATF, чувствителен к повышенным нагрузкам.

Поэтому лучшим выбором для вариатора будет синтетическое масло.

Признаками окончания его срока службы станут следующие факторы:

  1. Автомобиль во время движения дёргается.
  2. «Вялый» разгон или вообще авто не едет.
  3. Силовой агрегат вибрирует в режиме холостого хода.
  4. Машина едет при включенном режиме N.
  5. Передачи плохо переключаются.

Также о том, что пришло время менять масло, может стать так называемая «капельная проба».

На чистый бумажный листок нужно капнуть жидкости с масляного щупа вариатора.

Если пятно имеет мутный, тёмный цвет или от него пахнет гарью, замену нужно делать обязательно.

Ход работы:

  1. Прогретый после небольшой поездки автомобиль: устанавливается на яму, подвешивается на подъёмнике, загоняется на эстакаду.
  2. Запускается силовой агрегат, дожидаемся включения вентилятора системы охлаждения.
  3. Снимается защита, устанавливается пустая ёмкость, открывается сливная крышка.
  4. Сливается отработанная жидкость (около 3 л).
    Слив масла из вариатора (CVT)
  5. Сливное отверстие закрывается, предварительно устанавливается новая прокладка под крышку.
  6. Вынимается масляный щуп, с помощью воронки (неудобно напрямую) заливаем новое масло.

После этого проверяется уровень на прогретом авто.

Когда и как нужно заменить масло в роботизированной коробке передач (РКПП)

Срок службы замены трансмиссионного масла в РКПП зависит от типа коробки.

В роботе с одним сцеплением такое обслуживание проводится через 70 – 80 тыс. км.

В устройствах с двумя дисками сцепления эта же процедура проходит по-разному. Всё зависит от типа конструкции.

В преселективных РКПП «сухого» типа замена происходит через 65 – 70 тыс. км. В аналогичных роботах «мокрого» типа её выполняют через 55 – 60 тыс. км.

Независимо от модели робота интервал по замене масла снижается в том случае, если автомобиль, а с ней и РКПП работает на износ, в сложных климатических условиях.

Признаками проведения подобного технического обслуживания являются:

  1. Толчки, рывки во время переключения режимов.
  2. Появление посторонних звуков из коробки.
  3. Вибрация узла.
  4. Появление ошибки на панели приборов.

Работа по смене жидкости проводится также, как и при обслуживании других видов КПП.

Процесс работы:

  1. Замену делать на прогретом автомобиле.
  2. Машину следует установить на яме, подставить пустую банку под слив.
  3. После этого следует демонтировать защиту, открутить крышку слива.
    Слив масла из роботизированной коробки передач (РКПП)
  4. Дождаться полного слива масла, закрутить пробку, открутить заливную крышку.
  5. С помощью воронки шланга залить свежее ATF-масло до момента появления его в заливном отверстии.
  6. Последний шаг – закрутить пробку наливной горловины, установить защиту.

Для роботизированных КПП рекомендуется использовать полусинтетические масла.

Когда и как заменить масло в коробке DSG

 



Коробка DSG немецких производителей Volkswagen Group является разновидностью роботизированной КПП.

DSG-6 является коробкой «мокрого» типа, DSG-7 – сухого.

Исходя из этого выполнять замену. Информацию о сроках можно посмотреть в нашей статье.

Ответы на часто задаваемые вопросы о замене масла в коробке передач

Владельцы машин часто задают вопросы о процедуре замены масла ATF.

Ответим на популярные из них.

Через сколько нужно заменить масло в коробке передач?

Информация о пробеге автомобиля, после которого производится замена трансмиссионной жидкости для различного вида КПП, есть в нашей статье выше.

Как лучше менять масло в коробке автомат полностью или частично?

У каждого из способов есть свои достоинства и недостатки.

Первый вариант обеспечивает полную замену жидкости в коробке, но он требует применения специального оборудования и больших расходов на масло, оказания услуги.

Вторым, бюджетным способом, можно воспользоваться самостоятельно. Он прост, удобен и даёт неплохой результат.

Как понять, что нужно менять масло в коробке передач?

Симптомы окончания рабочего ресурса жидкости ATF мы описали выше в нашей статье.