Знать о том, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор должен каждый водитель. Соблюдение технологии зарядки способствует безопасности и бесперебойной работе электросистемы и электроприборов автомобиля, а также увеличивает ресурс работы АКБ.

 
 

 

kak zaryazhat avtomobilnyj akkumulyator

Содержание:

  1. Как правильно зарядить АКБ автомобиля
  2. Когда нужно заряжать АКБ
  3. Можно ли заряжать аккумулятор на машине
  4. Как зарядить кальциевый аккумулятор
  5. Как зарядить гелевый аккумулятор
  6. Как зарядить гибридный аккумулятор
  7. Как заряжать AGM аккумулятор
  8. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор

У каждой батареи в зависимости от ее типа, емкости, величины напряжения и отдаваемого тока правила зарядки могут отличаться.

Как правильно зарядить АКБ автомобиля

 



Есть два способа зарядки аккумуляторы: на постоянном напряжении и при постоянной силе тока. Их особенности мы опишем более подробно ниже.

Зарядка постоянным током

Данный способ заключается в установлении на зарядном устройстве постоянного значения силы тока. Оно должно составлять 10% емкости АКБ.

Например, для батареи, имеющей емкость 70 А·ч, сила тока во время зарядки должна быть равной 7 А, для аккумулятора на 60 А·ч – 6 А.

В отличие от силы тока, напряжение, подаваемое на АКБ во время зарядки, изменяется.

Неудобство способа в том, что каждые 1-2 часа требуется подстраивать силу тока, что требует постоянного присутствия рядом с заряжаемым устройством.

Процесс должен проходить в проветриваемом помещении, так как при зарядке электролит выделяет горючий газ.

В первую очередь это касается обслуживаемых батарей старого типа. Чем более полно заряжено АКБ, тем интенсивнее газообразование.

В начале зарядки на аккумулятор подается низкое напряжение, постепенно оно растет.

Когда оно достигнет 14,4 В, нужно силу тока уменьшить в 2 раза от первоначального показателя. Например, если значение было 7 А, нужно поставить 3,5 А.

После того, как напряжение достигнет отметки 15 В, сила тока понижается еще наполовину (с 3,5 А до 1,75 А).

Зарядка продолжается пока величина напряжения не перестанет изменяться. Если в течение 1-2 часов параметры напряжения и силы тока перестают изменяться, застыв в одном положении, то это значит, что аккумулятор заряжен полностью и дольше это делать не имеет смысла.

Также при полной зарядке из электролита начинает интенсивно идти газ (резко увеличивается количество пузырьков, поднимающихся к поверхности жидкости).

Зарядка постоянным напряжением

При данном методе на зарядном устройстве устанавливается постоянное значение напряжения, зависящее от типа аккумулятора.

В начале зарядки сила тока имеет самое высокое значение, причем, тем большее, чем сильнее разряжена АКБ.

Чтобы у пользователей не возникало желание чрезмерно ускорить время зарядки в большинстве зарядных устройств имеется ограничительные схемы, не позволяющие установить силу тока более 20-25 А.

Это сделано для того, чтобы зарядное устройство и сам аккумулятор не могли выйти из строя при работе на предельных параметрах.

В процессе зарядки аккумулятора напряжение постепенно уменьшается, сила тока при этом падает практически до 0. Изменение параметра идет по экспоненте.

Чем больше напряжение в начале процесса, тем скорее АКБ зарядится. Если установить значение в 16,3-16,4 В, то батарея полностью зарядится примерно за сутки, на 16 В за это же время заряд достигнет значения 95-97%, на 15 В – 85-90%, на 14,4 В 0 75-85%.

Но слишком быстрый процесс увеличивает выделение газов, поэтому у большинства современных АКБ с необслуживаемой конструкцией имеется ограничение, не позволяющее их заряжать с напряжением более 14,4 В.

Как зарядить АКБ автомобиля

Автомобильная батарея может быть заряжена только от источника постоянного тока, имеющим возможность настройки напряжения и силы тока, подаваемых на выводы АКБ.

Сейчас предлагаются в магазинах различные типы зарядных устройств. Также имеется их разновидность, называемое зарядно-пусковыми устройствами.

Такие аппараты позволяют завести двигатель, подключаясь параллельно к аккумулятору. Это может быть полезно, например, зимой, в неотапливаемом гараже, когда в сильные морозы у батареи падает емкость.

Прибор, предназначенный для зарядки аккумулятора, преобразует переменный ток 220 В в постоянный.

Величина выдаваемого напряжения должна составлять не менее 16-16,5 В. При меньших параметрах многие современные батареи полностью зарядить будет невозможно.

Самый простой вид АКБ называется «сурьмянистый» из-за того, что свинец, из которого сделаны пластины, имеет добавку сурьмы.

Также в сплав может содержать кальций, а иногда и небольшое количество серебра. Уровень силы постоянного зарядного тока устанавливается равным 10% от величины емкости аккумулятора (для батареи с емкостью 70 А·ч, ток, соответственно, устанавливается в 7 А).

Постоянное напряжение для такой АКБ должно быть 13,8-14,5 В. По мере зарядки батареи характеристики тока снижаются по экспонентной кривой.

Время зарядки аккумулятора зависит от ряда факторов:

  • степени разрядки;
  • емкости;
  • состояния АКБ;
  • мощности устройства для зарядки.

zrjdnoe ustroistvo

Зарядное устройство.

Теоретически, чем больше при зарядке устанавливается величина тока, тем за меньшее время батарея достигнет полной зарядки.

Но в реальности высокий зарядный ток увеличивает вероятность разрядки. Чтобы исключить риск перезарядки АКБ, которая снижает срок службы аккумулятора, многие автовладельцы при зарядке ставят силу тока около 2 А.

Батарея оставляется с подключенным ЗУ на ночь (6-10 ч). При таком подходе, хотя аккумулятор не заряжается на 100%, зато лучше сохраняет заряд в дальнейшем.

Учтите, что перед тем, как подключить АКБ к ЗУ, рекомендуется почистить контакты от следов коррозии, налета, грязи. После зарядки, клеммы АКБ желательно обработать специальными составами для защиты от окислов.

Важно! Чтобы батарея прослужила долго и не подвела в самый ответственный момент, ее нужно регулярно обслуживать и следить за величиной заряда, проверяя его раз в месяц, а лучше чаще. Делать это нужно в любое время года, но зимой не помешает проверять аккумулятор чаще, потому что в холода проблемы с ним происходят более часто.

Если зарядку проводят на обслуживаемой батарее, то перед ее началом обязательно нужно открутить пробки на всех банках. Также нужно убрать заглушку.

Это нужно для того, чтобы образующиеся во время процесса газы не повысили давление внутри корпуса выше критического и не повредили конструкцию.

После снятия пробок необходимо проверить уровень, на котором находится в банках электролит. Он должен полностью покрывать пластины.

Если уровень меньше требуемого, то в банки нужно подлить дистиллированной воды. Переливать выше необходимого значения также не стоит.

Заряжать обслуживаемые АКБ не стоит в жилых помещениях. Связано этом с тем, что при зарядке электролит в них интенсивно выделяет вредный для людей и горючий газ.

Поэтому проводите зарядку в гараже, имеющем вентиляцию или в другом вентилируемом помещении, где люди не находятся постоянно.

Необслуживаемые АКБ не имеют такого ограничения из-за того, что газ они практически не выделяют. Их можно заряжать даже в обычной квартире.

Когда нужно заряжать АКБ

Если генератор автомобиля справляется с зарядкой, то батарею заряжать с помощью дополнительного устройства не нужно.

Поэтому советуем сначала проверить уровень заряда.

Для этого есть несколько способов:

1. Проверка напряжения. Данный способ самый простой и быстрый. Для проведения замера достаточно иметь в инструментах простейший мультиметр.

Стоимость у такого инструмента начинается от 300-500 рублей. Установите переключатель тестера в положение для измерения постоянного напряжения со значением до 20 В (или около него). Затем нужно красный щуп поставить на плюсовой вывод АКБ, а черный – на минусовой.

Номинальное значение напряжения для автомобильного аккумулятора 12 В. Реально оно имеет большее значение.

Для исправного и нового аккумулятора при полной зарядке оно должно показывать около 12,7 В. При разрядке наполовину это значение падает до 12,2 В.

Это значит, что он нуждается в дополнительной подзарядке. Если на экране высвечивает значение 11,6-11,7 В, то батарея практически исчерпала свою емкость, выезжать на дорогу с ней нельзя, сначала АКБ нужно обязательно зарядить.

proverka naprjzenijПроверка напряжения на автомобильном аккумуляторе.

2. Проверка по плотности электролита. Способ подходит исключительно для АКБ обслуживаемого типа, в которых можно снять пробки с банок.

Потребуется наличие ареометра. Необходимо опустить конец прибора в банку аккумулятора, набрать в прибор жидкость так, чтобы поплавок всплыл.

По совмещению риски на корпусе со шкалой судят о плотности электролита. Для заряженного аккумулятора она должна быть на уровне 1,27 г/куб. см.

Если показатель меньше – это значит, что АКБ разряжена и ее нужно подзарядить. В необслуживаемых батареях на верхней крышке есть круглое окошко, по цвету которого можно визуально определить состояние заряда аккумулятора.

indikator zarjdki

Индикатор степени зарядки батареи.

3. Затрудненный запуск мотора автомобиля. Чаще всего проблемы с работой стартера возникают по причине недостаточного заряда АКБ.

Если во время включения стартера огни на приборной панели начинают светить тусклее, то почти наверняка аккумулятор серьезно сел.

Внимание! Допускать значительного разряда АКБ не рекомендуется. При нахождении в разряженном состоянии происходит процесс сульфатации рабочих пластин, что ведет к снижению емкости батареи и снижению ее ресурса.

Можно ли заряжать аккумулятор на машине

Начинающие водители обычно интересуются, необходимо ли во время зарядки аккумулятора с помощью ЗУ, снимать его с автомобиля.

Снимать АКБ с посадочного места не обязательно, а вот отсоединять клеммы нужно. Как минимум, нужно снять минусовой контакт, а лучше оба.

Дело в том, что при зарядке с неснятыми клеммами возникают 2 неблагоприятных момента:

  1. Электроток с повышенными параметрами циркулирует в электросистеме автомобиля, воздействуя на электроприборы;
  2. Из-за токов утечки время зарядки увеличится.

Кроме того, существует вероятность скачка напряжения, который может вывести из строя важный электроприбор.

Особенно опасно это на современных, дорогих автомобилях, оснащенных электронными системами управления зажигания, компьютерами, комплексами климат-контроля. Из-за того, что клеммы были не сняты, можно попасть на дорогостоящий ремонт.

Как зарядить кальциевый аккумулятор

Кальциевые АКБ, обозначаемые литерами Ca-Ca, в основном относятся к необслуживаемым.

Они быстро получили популярность благодаря ряду положительных качества, среди которых:

  • высокая емкость;
  • значительный ток пуска;
  • практически полное отсутствие испарения электролита.

Однако эти батареи имеют и свои недостатки. Главная их неприятная особенность – это чувствительность к разрядке.

Достаточно 3-4 раза допустить глубокий разряд, чтобы емкость снизилась в несколько раз. Поэтому контроль разряда и регулярная зарядка для этого вида АКБ критически важны.

У кальциевых батарей нужно соблюдать технологию зарядки, которая имеет свои особенности. Необходимо приобрести зарядное устройство, которое способно генерировать напряжение 16,1-16,5 В.

Если ЗУ имеет меньшее выходное напряжение, то АКБ будет постоянно недозаряжаться. Так, при токе 14,8 В батарея наберет 45-50% емкости, при 15,5 В – 70-80%.

На пониженном напряжении кальциевая АКБ никогда не может набрать 100% своей емкости. Поэтому нужно покупать только современного типа зарядные устройства.

Например, подходящей моделью послужит «Орион-Вымпел-55», оснащенная программируемым циклом зарядки, что позволяет заряжать аккумулятор под минимальным присмотром.

 

Проблема еще в том, что генераторы на автомобилях отдают в сеть напряжение всего в 15 В. Это значит, что они не могут полностью зарядить АКБ кальциевого типа.

Из-за этой особенности, данный тип батареи нуждается в регулярной периодической подзарядке 1 раз в месяц. Особенно важно это делать зимой, когда из-за морозов емкость АКБ снижается.

akkumuljtor ca ca

Кальциевый аккумулятор.

Как написано выше, требуется купить зарядное устройство, оснащенное возможностью программирования цикла работы.

Процесс зарядки выглядит так:

  1. На панели ЗУ устанавливается напряжение в 16,1 В. Показатель тока должен составлять стандартные 10% емкости АКБ, т.е. для батареи в 70 А·ч ток устанавливаем в 7 А).
  2. Аккумулятор заряжается с установленными параметрами до момента, пока сила тока не понизится до 0,5 А. Продолжительность этого периода зависит от степени разрядки, емкости и состояния батареи.
  3. Теперь на панели приборов устанавливаются 2 режима: верхний и нижний. Значения для первого: 16,1 В и 3 А, для второго – 13,2 В и 0 А.
  4. Прибор зарядки устраивает «качели», позволяющие довести емкость до 100%. На аккумулятор подается ток силой 3 А, при этом напряжение плавно нарастает до 16,1 В. Как только оно дойдет до этого значения, сила тока становится равно 0. Напряжение при этом плавно снижается до 13,2 В. Затем цикл повторяется снова.

Чем больше аккумулятор заряжается, тем меньше становятся колебания «качель» по времени, сначала оно повышается в течение десятков минут, а снижается быстро.

Постепенно характер работы меняется на противоположный: быстрое повышение меньше, чем за 1 минуту и медленное понижение в течение нескольких минут. Это свидетельствует о полной зарядке батареи.

 

Как зарядить гелевый аккумулятор

Гелевые аккумуляторы маркируются GEL. Они имеют ряд преимуществ перед традиционными батареями.

Чаще всего их применяют как тяговые аккумуляторы для электротранспорта, для автомобилей с мощными медиасистемами, для внедорожников, квадроциклов, мотоциклов.

Также они широко используются для обеспечения бесперебойной работы бытовой техники, компьютеров, энергозависимых систем газового отопления и т.п.

gelevi akkumuljtor

Гелевый аккумулятор.

Плюсы гелевых АКБ:
  1. Не боятся тряски, их можно наклонить без риска проливания электролита.
  2. Токоотдача остается высокой даже при заряде всего 20-30%.
  3. Выдерживают до 1 тысячи циклов перезарядки, а часто и значительно больше этого значения в зависимости от конкретной модели и соблюдения эксплуатационных правил.
  4. Ток саморазряда очень мал, благодаря этому заряженная батарея может долго сохранять напряжение. За год АКБ теряет всего 20% зарядки.
  5. Возможно хранить длительное время полностью разряженным в помещении без отопления даже зимой.
Минусы гелевых АКБ:
  1. Они намного дороже по сравнению с аналогами традиционного типа.
  2. Нельзя допускать перезаряда, в этом случае резко падают емкость батареи и ее ресурс.

Алгоритм зарядки гелевой батареи по сравнению с традиционным аккумулятором отличается незначительно:

  • Достаточно обычного зарядника с регулируемыми показателя выходных напряжения и силы тока.
  • Сила тока должно составлять стандартные 10% от номинала емкости. Допускается увеличение тока зарядки до 30% от емкости (для аккумулятора с 70 А·ч это будет 21 А). Но делать это нужно только, если АКБ нужно зарядить срочно. Постоянно так поступать не стоит из-за снижения срока эксплуатации.
  • Из-за того, что геливые АКБ чувствительны к высокому напряжению, нельзя устанавливать этот показатель выше, чем рекомендуется для данной модели. Обычно это 14,5-15 В. Рекомендуемые параметры всегда указываются на маркировке, нанесенной на корпус батареи.
  • На наклейке также указывается максимальный зарядный ток (также может обозначаться как max initial current). Это значение также нельзя превышать.
  • Период зарядки находится в зависимости от величины зарядного тока. Она определяется делением емкости на установленный ток зарядки. Это значит, что если зарядка проводится на показателе 10% от номинала, то она займет 10 часов, если 30%, то, соответственно, чуть больше, чем 3 часа. Из-за опасения перезарядки АКБ лучше не пользоваться старыми типами ЗУ, а использовать новые устройства с электронным блоком, который автоматически следит за выдаваемыми напряжением и силой тока.

parametri zarjdki gelevogo akkumuljtora

Параметры зарядки гелевого аккумулятора.

Внимание! Опасность для гелевых АКБ повышенного напряжения происходит от того, что из-за него начинает разрушаться гель, содержащий электролит. Под воздействием тока он начинает плавиться. Чем дольше воздействие высокого напряжения, тем хуже для аккумулятора.

При зарядке обслуживаемого гелевого аккумулятора обязательно нужно снять пробки, чтобы внутри корпуса не повышалось давление.

Зарядное устройство подключается к соответствующим выводам, затем устанавливается на приборе нужное напряжение и сила тока.

Во время зарядки напряжение будет расти, поэтому нужно следить, чтобы оно не вышло за максимальные пределы (часто указываются, как cycle use).

Если напряжение его превысило, нужно понизить силу зарядного тока, чтобы уменьшить также подаваемое напряжения. Обычно для полной зарядки должно хватить 10-12 ч.

На АКБ часто указывается также значение Standby Use, которое указывает, какое напряжение должно быть на аккумуляторе в режиме хранения.

Если хранение долгое, то производители рекомендуют для поддержания работоспособности время от времени делать подзарядку при небольшом напряжении (как правило в пределах 13,5-13,8 В). Такой ток может на этикетке указываться как «буферный» или «буферный режим».

При несоблюдении показателей напряжения АКБ быстро выйдет из строя.

Лучше всего купить для гелевого аккумулятора современное электронной зарядное устройство с автоматическим контролем показателей напряжения и силы тока, которое самостоятельно не позволит перезарядить батарею.

Также такие ЗУ могут сами устанавливать режим зарядки в зависимости от степени разреженности АКБ и окружающей температуры. Есть также модели ЗУ, специально предназначенные для гелевых батарей. Желательно приобрести именно такую.

Внимание! Если у вас на автомобиле стоит гелевая модель АКБ, проверяйте время от времени напряжение, которое выдает реле-регулятор на генераторе. При высоком токе напряжения батарея станет неработоспособной очень быстро, вплоть до нескольких часов. Для страховки можно установить аккумуляторные клеммы с встроенным в них реле-регулятором, которое ограничит напряжение при его превышении выше заданного.

 

Как зарядить гибридный аккумулятор

Особенность гибридных батарей в том, что в них используются пластины с разными добавками легирующих элементов.

Часть пластин сурьмянистые, другие – кальциевые. Такие АКБ относятся к малообслуживаемым, но банки на них оснащены пробками.

Поэтому уровень электролита в них проверять необходимо. Делают это каждые 2-3 месяца. Если уровень опустился ниже положенного, доливается дистиллированная вода.

Основные плюсы гибридных батарей состоит в том, что они хорошо переносят глубокий разряд, выдавая значительный пусковой ток.

Также они выделяются невысокой стоимостью, которая примерно в 2 раза ниже по сравнению с кальциевыми АКБ.

gibridnij akkumuljtor

Гибридный аккумулятор для автомобиля.

Зарядка аккумулятора стандартного типа, не отличается от работы с традиционными АКБ. Показатель тока выставляется на уровне в 10% от показателя емкости батареи.

Но ее можно повысить до 30%, если нужно провести цикл за краткое время. Лучшие показатели достигаются при показателе силы тока в 3% от емкости.

Для емкости 60 А·ч это 2 А. Величина напряжения должна быть 13,8-14,2 В. Зарядку прекращают, когда напряжение повышается до 14,2 В, а сила тока снижается до 0,3-0,5 А.

Внимание! Лучше не устанавливать высокие показатели силы тока, так как это приводит к кипению электролита. Опасность этого процесса не только в выделении вредных газов, но и в том, что происходит нагрев пластин, с которых активная масса начинает осыпаться.

У гибридных батарей нужно в летний период регулярно контролировать на каком уровне находится электролит.

Дело в том, что батарея выдает более высокое напряжение, чем традиционные АКБ. Эта особенность улучшает запуск мотора, но летом приводит к разогреву аккумулятора, из-за чего при включении двигателя электролит греется и закипает.

При испарении воды повышается концентрация электролита, уровень его падает, а пластины оказываются на воздухе, начиная разрушаться.

 

Как заряжать AGM аккумулятор

Нередко AGM технологию путают с гелевой. На самом деле эти виды АКБ значительно отличаются.

AGM аккумуляторы способны выдавать высокий пусковой ток, достигающий значений в 500-900 А. Это позволяет завести любую машину, даже с дизельным двигателем практически в любой мороз.

Также такие АКБ заряжаются намного быстрее (почти в 3 раза). Важное преимущество AGM-батарей – увеличенный срок эксплуатации (на 3-5 лет дольше традиционного свинцового аккумулятора).

agm akkumuljtor

AGM аккумулятор для автомобиля.

 

Есть 3 варианта зарядки аккумуляторов AGM:

1. Зарядка, накопление и хранение. Подзарядка ЗУ может выполняться с АКБ на автомобиле или при помощи ЗУ. Напряжение находится в коридоре 14,2-14,8 В, но не должно превышать 15,2 В (требуется уточнить этот момент в инструкции к батарее).

Сила зарядного тока находится в пределах 10-30% от емкости. Процесс накопления энергии проводят после глубокого разряда. В этом случае напряжение должно быть, как описано выше, а сила тока 10% от емкости. В случае хранения напряжение не изменяется, а сила тока – 5-10%.

2. Зарядка и хранение. Такой вариант чаще всего указывают производители. Для зарядки используются параметры в 14,2-14,8 В при силе тока 10-30% от емкости батареи. В случае хранения напряжение 13,2-13,8 В при указанной выше силе тока.

3. Зарядка. Часть изготовителей вообще не сообщает условия режима хранения, а указывает исключительно параметры для зарядки. Они такие же, как в пункте выше – 14,2-14,8 В при силе тока 10-30% от емкости аккумулятора.

Для батарей AGM также важно поддерживать рекомендуемые напряжение и зарядный ток.

Лучше всего пользоваться зарядкой с электронным блоком, имеющим 2 режима. Наличие такого ЗУ позволяет заряжать АКБ без постоянного контроля и дает гарантию, что параметры тока будут находиться в заданном коридоре.

В случае использования старого зарядника нужно будет постоянно контролировать все параметры вручную.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор

 



Многие модели современных АКБ являются необслуживаемыми. Доступа к банкам у них нет, поэтому проверить уровень электролита и долить дистиллят в них не получится.

Заряжаются такие батареи так же, как и обычные, 2-мя способами: с постоянным напряжением или постоянной силой тока. Лучше всего не рисковать, а купить современное ЗУ с электронным блоком и сигнализатором окончания зарядки. Обычно по завершению цикла на таком приборе загорается цветной индикатор.

Старый, механического типа зарядник придется контролировать самому. Понадобится определить степень разрядки АКБ.

Определить его можно по напряжению на выводах батареи. 12,7 В значит, что она полностью заряжена. 11,7 В – полная разрядка, 12,2 В – разрядка на 50%.

Величина зарядного тока должна составлять 10% от емкости АКБ. Например, при половинном разряде и емкости аккумулятора в 60 А·ч для восстановления емкости потребуется 30 А·ч. 10% от 60 А·ч – 6 А. 30 А·ч разделить на 6 А получится 5 часов. Следовательно, время зарядки составит 5 часов.

Превышать порог силы зарядного тока в 10% нельзя. Такой эксперимент гарантированно приведет к выходу из строя аккумулятора или как минимум снижению его емкости и периода эксплуатации.

Перезарядка сказывается фатальным образом на любых типах АКБ. Если на цикл зарядки нужно 5 часов, то держать аккумулятор с подключенным зарядником 8 или 10 часов не только бессмысленно, но и вредно.

Величина заряда в этом случае не увеличится, зато закипит электролит, что приведет к выпариванию воды из него и нагреву пластин.

Такой процесс особенно опасен для необслуживаемой конструкции. Если в аккумуляторе, оснащенном пробками, можно подлить дистиллированной воды, то в необслуживаемом такая возможность отсутствует в корне.

Батарея оснащена специальным клапаном, сбрасывающим давление при превышении давления внутри корпуса выше критического.

Это предохраняет батарею от разрушения, но потерю жидкости возместить безвозвратно. Понижение ее уровня ниже требуемого приведет к повреждению пластин и снижению времени службы устройства.

Поэтому нельзя допускать перезарядки необслуживаемого аккумулятора более чем на 15-30 минут.