Свечи зажигания – один из важнейших элементов в автомобиле с бензиновым двигателем. Рассмотрим как правильно выбрать свечи зажигания, а также основные ошибки при выборе.

 
 

 

kak vybrat svechi zazhiganiya

Содержание:

  1. Дешевые или дорогие свечи
  2. Иридиевые или обычные
  3. Калильное число
  4. Один электрод или несколько электродов
  5. Свечи с улучшайзерами

Из-за некачественных изделий становится сложно запустить двигатель, он работает неустойчиво, с сильными вибрациями и детонацией, снижается мощность, поднимается расход горючего.

Нередко установка качественных свечей значительно улучшает работу двигателя, но ставить нужно только правильно подобранные аналоги, иначе можете только навредить автомобилю.

Существуют каталоги, составленные специалистами, с указанием аналогов разных моделей свечей. Если сами разбираетесь в теме не очень, лучше всего обратиться специализированный магазин и вам продавец-консультант подберет оптимальные аналоги.

Делать выбор самому нужно тоже на основании каталогов. Первые попавшиеся, даже если их очень хвалил коллега по работе, не стоит.

Разные двигатели могут различаться параметрами, в частности степенью компрессии, и требуют установки свечей со строго выверенными параметрами.

В лучшем случае после установки первых попавшихся деталей он будет работать неустойчиво, в худшем его придется ремонтировать, а то и менять на новый.

 



Дешевые или дорогие свечи

Так называемые «обычные» свечи имеют электроды из никелевого сплава.

Иногда для долговечности металл легируют хромом, марганцем, медью. Разброс цен на такие модели от 50 до 350-400 рублей.

Такое колебание цен объясняется двумя факторами:

  1. Качество изготовления, фирменные изделия могут ходить иногда до 30 000 км, в то время как «ноу нейм» обычно больше 15 000 км пробега обеспечить не в состоянии.
  2. Наценка за бренд.

Из-за наценки фирменные свечи имеют стоимость процентов на 30% больше, чем изделия ничем не худших, но менее раскрученных производителей.

Но тут нужно проявлять осторожность, чтобы не купить откровенный отстой от китайских халтурщиков, которых еще хватает в Поднебесной. Впрочем, подделки клепают не только там. В любом случае заказывать свечи на AliExpress не советуем.

Более дорогая группа – так называемые иридиевые или платиновые свечи.

Нужно понимать, что хотя и говорится про соответствующие электроды, но реально они так и остаются сделанными из никеля, благородные металлы или напыляются на металл или на него привариваются тончайшие пластинки.

Цена платиновых свечей примерно 500-1000 рублей, иридиевые дороже – 800-1500 рублей. Но могут встречаться иридиевые модели за 400 рублей. Речь идет о фирменных вариантах от компаний NGK, DENSO, Bosch.

Однозначно ли платина или иридий лучше никеля? Все зависит от условий эксплуатации и характеристик двигателя.

Для бюджетных иномарок и автомобилей, собранных в нашей стране достаточно обычных свечей. Их придется заменять чаще, чем дорогие, но в целом может даже получится экономия. Главное – не экономить уж совсем жестко, покупая сомнительные варианты.

Тут, как в поговорке – «скупой платит дважды», только экономия обойдется потерями куда большими.

Но вот если двигатель на автомобиле имеет степень сжатия начиная с 12 и выше, то обычные свечи не вариант – ставьте иридий. И, скорее всего, такие свечи для автомобиля являются изначально штатными.

Иридиевые или обычные

Иридиевые и обычные свечи зажигания

Как уже написано выше установка иридия оправдана не всегда. Для двигателей с высокой степенью сжатия иридий вне конкуренции.

В отличие от никелевых электродов, иридиевые будут обеспечивать стабильную генерацию искры.

Никель в таких условиях показывает себя хуже, на высоких оборотах мотора тяга получится ниже положенной.

Второй плюс иридия – увеличенный срок службы. Иридиевые свечи в зависимости от марки способны обеспечить пробег до 100-150 тысяч километров.

Никелевые максимально служат 40-50 тысяч км. Реально же 30 000 км – уже хорошо, рядовые модели вообще рассчитаны на 12-15 тысяч км.

Казалось бы, иридиевые свечи ставить выгоднее, но это не так. Фирменная никелевая свеча стоит в среднем 300 рублей.

Комплект обойдется в 1200 рублей. Одна иридиевая – 1000 рублей, комплект 4 тысячи рублей. Пробег на никелевом варианте – 30 000 км, на иридиевом – 100 000 км. Как видно, иридий в пересчете на пробег получаются даже дороже.

Так же не стоит ждать каких-то явно видимых улучшений после того, как поставили иридиевые свечи.

Экономия бензина и увеличение мощности мотора очень небольшая, на уровне погрешности, речь идет о десятых процента. Уловить их можно только приборами. Становится немного лучше пуск, но тоже не особенно заметно.

Резюмируя, нужно отметить, что иридиевые модели свечей имеет смысл ставить в следующих случаях:

  1. Для немного лучшего запуска в сильные холода.
  2. Для двигателей с высокой степенью сжатия и высокими оборотами.
  3. Если конструкция двигателя имеет затрудненный доступ к свечам и лучше, чтобы они работали подольше.

Для всех других случаев вполне достаточно обычного никеля, правда менять его придется чаще, но обычно это не проблема и занимает не более получаса даже при неспешной работе.

Калильное число

Калильное число свечи зажигания

Это важнейшая характеристика для свечей. Калильность отражает степень разогрева корпуса свечи, при котором топливно-воздушная смесь начинает загораться не от искры, а от раскаленного корпуса изделия.

В результате получается детонационное сгорание, очень вредное для цилиндров и поршневой группы.

Эффект этот тем сильнее, чем больше объем цилиндров и больше степень сжатия двигателя.

В настоящее время выпускают свечи 3-х типов:

  1. Горячие.
  2. Средние.
  3. Холодные.

Степень калильности выражается так называемым калильным числом. Единого стандарта нет и практически каждый производитель использует свой стандарт.

Самые распространенные – шкалы калильность DENSO, NGK, Bosch, Champion, Pulstar.

Существуют таблицы соответствий, которые позволяют подобрать аналогичные по калильности модели от разных производителей.

Например, DENSO выпускает модели с калильным числом от 9 до 37. Горячими считаются числа с 9 до 16, средними от 16 до 20, холодными от 22 и до 37.

Показатели калильности отражают разогрев корпуса свечи. При этом часто горячие и холодные свечи визуально ничем не отличаются, но взаимозаменяемыми они не являются, так как каждый мотор приспособлен к работе со свечами, имеющими конкретные характеристики.

В первую очередь важен объем двигателя. В зависимости от него на мотор ставят следующий тип изделий:

  1. Горячие – 1,0-1,6 л.
  2. Средние – 2,0-2,5 л.
  3. Холодные – свыше 3,0 л, либо двигатель турбированный или спортивный.

Например, если на двигатель с объемом 3,0 литра или более установить горячие свечи, то работа получится неустойчивой, с сильной вибрацией от детонационного зажигания, обороты начнут плавать.

Так происходит из-за того, что бензин поджигается не в требуемый момент, а раньше – от раскалившегося корпуса.

Кроме того, свеча, не рассчитанная на подобный нагрев, начнет разрушаться, вплоть до расплавления части корпуса и откалывания кусков керамического изолятора. Эти части попадут в цилиндр и приведут к появлению задиров на стенках. Дальше только капитальный ремонт.

При установке холодной свечи в двигатель с малым объемом цилиндров, то произойдет падение мощности на высоких оборотах.

Из-за недостаточного прогрева свечи, она не будет самоочищаться от нагара, быстро покроется черным слоем сажи, что ухудшит искрообразование.

Один электрод или несколько электродов

Свечи зажигания с различным количеством электродов

До сих пор встречается мнение, что многоэлектродные свечи лучше благодаря большей мощности искры или же они обеспечивают сразу несколько искр. На самом деле это не более чем заблуждение.

Модели с несколькими боковыми электродами были довольно популярны несколько лет назад, особенно части их ставили на немецкие марки автомобилей, но особого эффекта в процессе эксплуатации выявлено не было.

Сейчас многоэлектродные свечи применяются все реже, хотя на некоторые двигатели устанавливают варианты с 2-мя боковыми электродами.

В реалтности сколько бы не было боковых электродов, искра возникает одна. Пробой идет по пути наименьшего сопротивления, поэтому когда один электрод износится, искра будет в другом.

Теоретически такие модели должны работать в несколько раз дольше обычных, практически же эксплуатация растет не более чем на 20%.

Однако стоят такие детали намного дороже, в них очень сложно выставить правильный зазор. И в любом случае они серьезно уступают иридиевым или платиновым вариантам.

Свечи с улучшайзерами

 



Сейчас постоянно появляется реклама новых свечей, якобы с гораздо лучшими характеристиками.

Особенно много подобных материалов в интернете. Стараются все: известные компании, китайские плагиаторы, просеивающие частым гребнем советские технические журналы 50-80 годов прошлого века и черпающие в них источник вдохновения, изобретатели из соседнего гаражного кооператива.

Вариантов улучшений масса: сверление бокового электрода, заточка центрального, увеличение или уменьшения зазора, установка металлической юбки вокруг центрального электрода и т.п.

На самом деле особого эффекта все эти попытки не приносят. На некоторых сайтах встречаются утверждения о повышении мощности двигателя, экономии топлива, увеличении долговечности, иногда даже конкретные цифры приводят.

Но такое ощущение, что берутся они с потолка и зависят только от степени скромности изобретателя. Никаких объективных данных от вызывающих доверие источников и их подтверждением ни в одном случае нет.

Мало того, такие «улучшения» как просверленный боковой электрод или юбка из тонкой жести откровенно опасны.

Электрод с отверстием может обломиться, юбка расплавиться. Кусочки металла попадут в цилиндр, что с большой вероятностью приведет к задиру стенок цилиндра, а это гарантированный капитальный ремонт с большими расходами.

Если очень хочется, чтобы свеча ходила долго, подберите иридиевый аналог штатным свечам зажигания для мотора своего автомобиля.

Некоторые модели DENSO легко ходят по 120-150 тысяч километров. Только подбирайте их по каталогу, желательно одобренному производителями свечей.

Также не стоит устанавливать «правильный» зазор у новых свечей. Однако оптимальная величина на них уже установлена.

Проверить, конечно, нужно, потому что очень редко, но попадаются свечи с неправильной установкой. Но это чрезвычайная редкость.

Обычно же подправлять зазор нужно уже в процессе эксплуатации, по мере выгорания центрального электрода. Причем это относится только к никелевым моделям.

Для иридиевых и платиновых самому выставлять зазор не нужно, чтобы не сделать хуже, потому что на таких моделях выгорания электродов практически не происходит.