В нашей статье расскажем о том, как проверить стартер, а также работоспособность его составляющих при помощи мультиметра, и другими способами.

kak proverit starter

Содержание:

  1. Как проверить стартер аккумулятором
  2. Как проверить втягивающее реле
  3. Как проверить щетки стартера
  4. Как проверить бендикс
  5. Как проверить обмотку стартера
  6. Как проверить якорь стартера
  7. Как проверить стартер мультиметром

Эта деталь системы зажигания автомобиля отвечает за запуск силовой установки.

Она состоит из нескольких компонентов, каждый из которых может выйти из строя по причине естественного износа или некорректной эксплуатации авто.

Как проверить стартер аккумулятором

Для начала напомним, что стартер системы зажигания автомобиля является электротехническим устройством, и все случающиеся у него неисправности могут быть соответственно электрическими или механическими.

Несмотря на разницу в размерах, формах все автомобильные стартеры обладают схожей конструкцией, имеют одни и те же неисправности.

О том, что эта деталь вышла из строя, говорят следующие факторы:

  1. Двигатель машины не заводится, стартер крутится, однако сил у него для запуска агрегата не хватает.
  2. Запуск авто происходит после многократных поворотов ключа в замке зажигания.
  3. Вращение стартера осуществляется с трудом при полностью заряженной аккумуляторной батарее. Во время работы слышится посторонний шум.
  4. После запуска силового агрегата он с трудом отключается или не разъединяется вовсе.
  5. Автомобиль не набирает должной мощности в прогретом состоянии.
  6. Двигатель не запускается при повороте ключа, никаких звуков не слышно.

При обнаружении перечисленных симптомов владелец машины должен заняться проверкой работоспособности детали.

Прежде чем приступить к этим действиям, напомним о конструкции электротехнического устройства.

Стартер состоит из:

  • Электродвигателя.
  • Втягивающего реле.
  • Бендикса (шестерёнки на шлицевом соединении, вращающей маховик мотора).
  • Статора электродвигателя.
  • Якоря.
  • Щёткодержателей со щётками.
  • Вилки.

Все компоненты защищены от внешнего воздействия металлическим кожухом.

ustroistvo starteraУстройство стартера.

Первые стартеры начали устанавливаться на автомобили в начале десятых годов прошлого столетия.

Огромный опыт производства таких деталей позволяет производителям выпускать эти компоненты системы зажигания машины с большим рабочим ресурсом, около 200 тыс. км.

Однако по указанным в начале статьи причинам они выходят из строя. Проверить работоспособность стартера и его элементов можно разными способами.

Один из популярных вариантов – аккумулятором.

Для этого необходимо надёжно установить снятый с машины стартер, минусовой контакт АКБ зафиксировать на корпусе, а «плюс» батареи присоединить с помощью высоковольтного провода к верхнему контакту реле, клемме включения.

Все подобные действия под напряжением нужно выполнять аккуратно.

Если деталь рабочая, то шестерёнка, бендикс, выходит из своего месторасположения, начинает крутить маховик мотора.

Как проверить втягивающее реле

Примерно таким же способом проверяется исправность втягивающего реле.

Провод, идущий от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи, подсоединяется к контакту реле стартера, «минус» – подводится к корпусу.

Мерилом работоспособности будет и в этом случае бендикс. При подключении он должен с характерным щелчком выйти со своего места.

Если этого не случилось, значит реле нужно заменить.

proverka vtjgivascei obmotkiПроверка втягивающей обмотки.

proverka uderzivaschei obmotkiПроверка удерживающей обмотки.

proverka pjtakovПроверка пятаков.

Бендикс остаётся без движения по следующим причинам:

  1. Клинит якорь.
  2. Подгорели контакты втягивающего реле.
  3. Неисправность обмоток (подгорели, обрыв) реле, стартера.

Замена реле поможет устранить неисправность.

Как проверить щетки стартера

На эти небольшие по размеру компоненты стартера выпадают повышенные нагрузки.

Поэтому часто они являются причиной выхода из строя детали.

schetki starteraСчетки стартера.

Проверка щёток стартера может осуществляться различными методами:

1. Визуально. В этом случае выполняется осмотр всего узла.

Щётки, коллектор, втулки, а также якорь со статором проверяются на износ, наличие видимых повреждений.

К примеру, повышенная выработка втулок способствует нестабильной работе электродвигателя детали.

Дефектный коллектор станет причиной преждевременного износа самих щёток.

2. При помощи мультиметра. Стартер необходимо разобрать. Щётки проверяются на предмет короткого замыкания с массой.

Для этого прибор устанавливается на Омах, концы проводов мультиметра прикладываются к пластине и щёткодержателю.

При замере его стрелка должна указывать на бесконечность.

3. Проверка с лампочкой 12 В. Один конец с неё прикладывается к корпусу, другой – щёткодержателю.

Свет лампочки показывает, что щётки неисправны, их необходимо сменить.

Как проверить бендикс

Для проверки этой составляющей стартера не потребуется подачи напряжения.

Исправность детали определяется с помощью визуального осмотра, проверкой вручную его состояния.

Обгонную муфту бендикса нужно зафиксировать, например, зажать в тисках. Чтобы не повредить поверхность детали при зажиме, её нужно проложить мягким материалом.

ustanovka bendiksa v teskahУстановка бендикса в тесках.

После этого следует проверить возможность вращения бендикса. Если оно есть – причина неисправности в обгонной муфте.

При большом износе зубьев, заклиниванивании механизм стартера будет вращаться сам по себе, не входя в зацеп.

Степень выработки определяется при помощи визуального осмотра.

Причину залегания механизма можно посмотреть только после того, как его разберешь.

Как правило, основной причиной неисправности в этом случае, является засохшая смазка или грязь.

Устранив их, нужно попробовать вновь бендикс в работе. Обычно проведения такого обслуживания хватает для возвращения работоспособности детали.

Как проверить обмотку стартера

Для проверки обмоток статора и ротора нужно использовать обычную электрическую лампочку 220 В мощности до 100 Вт. Она соединяется последовательно с обмоткой.

Один конец с лампочки фиксируется на корпусе, второй на конце обмотки, вначале на одном, затем – на другом. Если лампочка не горит – с обмоткой всё в порядке.

Свечение обозначает её неисправность.

Обмотку статора можно проверить и другим способом, мультиметром. Переключатель следует установить на килоомах.

Стрелка прибора должна показывать при целостности обмотки сопротивление около 10 кОм.

Обмотка ротора исследуется такой же лампочкой похожим методом. Она подключается к сети 220 В.

Один провод подключается к сердечнику, другой – фиксируется на пластине коллектора. Свечение лампы сигнализирует о дефекте.

Для возвращения работоспособности испорченную обмотку можно перемотать, либо сменить ротор.

Как проверить якорь стартера

Для проверки этой детали используют напряжение бортовой сети 12 В. Подключение проводится напрямую, минуя реле.

Если после этого якорь начинает работать, значит с ним всё в порядке. В противном случае нужно его заменить, либо проверить щётки.

proverka jkorj startera multimetromПроверка якоря стартера мультиметром.

Возможны следующие неисправности якоря стартера:

  1. Обмотка замыкает на корпус. Подобный дефект определяется при помощи мультиметра.
  2. Короткое замыкание между витками обмотки. Данную неисправность можно обнаружить только после подключения специального устройства: прибора проверки якоря (ППЯ).
  3. Неисправность контактов коллектора – определяется визуально.

С помощью визуального осмотра можно также обнаружить и другие дефекты: наличие металлического сора между ламелями, прогоревшие ламели.

При осмотре коллектора нужно обратить внимание на вид его износа. Неравномерная выработка может стать причиной преждевременного выхода щёток из строя, отказа в работе стартера.

При осмотре нужно помнить, что расстояние между проточками коллектора может быть не меньше половины миллиметра.

Если этот показатель меньше, нужно менять деталь.

Как проверить стартер мультиметром

Как видно из написанного материала, для проверки работоспособности стартера необходим мультиметр.

Чтобы определить исправность элементов стартера, производится с помощью прибора замер сопротивления между ними.

В замерах участвуют:

  • Пластины и щётки.
  • Сердечник якоря и коллекторные пластины.
  • Обмотки и корпус.
  • Обмотка и корпус стартера.

Мультиметром нужно проверять сопротивление между болтом шунта («плюсом») и контактом выключения зажигания.

В исправном состоянии стрелка должна находиться на отметке один – полтора Ома.

Также необходимо замерить этим прибором втягивающую обмотку реле. Её параметр в рабочем состоянии: 2 – 2,5 Ома.

Мультиметр будет нужен для проверки наличия обрыва между обмотками. Все ламели должны прозваниваться между собой.

Наличие мультиметра, а также ППЯ и контрольной лампочки, позволит своими силами проверить состояние стартера в автомобиле не прибегая к услугам работников автосервиса. Для этого нужны навыки пользования мультиметром.