Начинать диагностирование причин нештатной работы электрических приборов нужно именно с АКБ, поэтому нужно знать, как проверить аккумулятор автомобиля, определив его состояние.

 

kak proverit akkumulyator avtomobilya

Содержание:

  1. Как проверить аккумулятор своими руками
  2. Как визуально проверить аккумулятор
  3. Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
  4. Как проверить плотность электролита аккумулятора
  5. Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
  6. Проверка аккумулятора при работающем двигателе
  7. Как проверить аккумулятор заряжен или нет при неработающем двигателе
  8. Проверка нагрузочной вилкой
  9. Как проверить новый аккумулятор
  10. Как проверить живой ли АКБ на машине без приборов
  11. Как ухаживать за АКБ

Проблемы с электроприборами автомобиля могут возникать как по причине их неисправности, так и из-за аккумуляторной батареи.

Как проверить аккумулятор своими руками




Даже новая батарея может оказаться с дефектом. Уже установленная под капот АКБ не всегда прослужит положенный срок.

Часто она выходит из строя раньше из-за некачественного обслуживания, недозарядки или перезаряда.

Недозарядка происходит, когда машина часто ездит на небольшие расстояния, при поломке реле-регулятора напряжения на генераторе, включении мощных потребителей энергии, потребляющих больше энергии, чем вырабатывает генератор.

Негативные последствия можно компенсировать подзарядкой АКБ в гараже с помощью зарядного устройства, но это делают редко.

Результат недозаряда – ускоренная сульфатация пластин.

Перезаряд еще хуже. Возникает он при неисправном реле-регуляторе генератора.

Повышенное напряжение приводит к осыпанию пластин, необслуживаемый аккумулятор из-за повышенного выделения газов, может разрушится корпус.

Для проверки состояния батареи водитель может воспользоваться мультиметром – наиболее доступным прибором.

С его помощью можно узнать напряжение на выводах аккумулятора. Также нужно визуально осмотреть устройство на целостность корпуса, отсутствие коррозии на выводах. Корпус должен быть чистым, без следов грязи и электролита.

Профессионалы пользуются также денсиметром и нагрузочной вилкой, но у любителей они редко бывают в арсенале инструментов.

Но примитивная проверка доступна любому. Для проверки АКБ без измерительных приборов требуется точно знать его мощность.

Например, на машине стоит батарея на 60 А/час. Значит нужно включить электроприборы с суммарной мощностью в половину этого значения.

Обычно включают несколько лампочек параллельно. Они должны гореть ярко, но через 5 минут свет становится более тусклым. Это нормально и свидетельствует о нормальном состоянии аккумулятора.

Но такая проверка слишком примитивна и дает только общее представление об АКБ. Желательно проверять ее состояние более точно.

Как визуально проверить аккумулятор

Время от времени стоит осматривать корпус батареи. Не должно быть потеков электролита, трещин, сколов.

Обычно механические повреждения возникают при плохом закреплении аккумулятора от вибрации.

Особенно часто это происходит зимой, когда от морозов пластиковый корпус становится более хрупким.

Также корпус необслуживаемой АКБ может быть поврежден при перезаряде. В этом случае от выделяемых электролитом газов чрезмерно поднимается давление внутри корпуса.

Грязь, пыль, смешанные с электролитом или просто влажные, приводят к ускоренному саморазряду батареи, ухудшая ее заряд.

Проверка проводимости корпуса очень простая. Один щуп тестера приложите к выводу «+» аккумулятора, а второй к нескольким местам на корпусе. На экране прибора отразится величина саморазряда.

proverka samorazrjda

Проверка саморазряда АКБ из-за грязи на корпусе.

Если корпус проводит электричество, то промойте его раствором соды (1 чайная ложка растворяется в стакане теплой воды). Клеммы зачистите мелкой наждачной бумагой.

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

Проверка возможна только на обслуживаемых АКБ. У таких аккумуляторов предусмотрены выкручивающиеся пробки на банках с электролитом.

proverka usrovnj elektrolita

Проверка уровня электролита.

Для того, чтобы определить уровень, в банку опускается узкая стеклянная или пластиковая трубочка.

Можно воспользоваться корпусом прозрачной шариковой ручки, сняв с нее колпачки. Трубку опускают в отверстие банки, зажимают пальцем верхний край и вынимают наружу.

В трубочке останется электролит. Этот уровень равен уровню электролита в аккумуляторе выше пластин. Равен он должен быть 10-12 мм.

Если уровень ниже, то нужно долить дистиллированную воду. Электролит добавляют только в том случае, если он был вылит из аккумулятора. Делать это должен квалифицированный специалист.

Как проверить плотность электролита аккумулятора

Плотность электролита зависит от степени зарядки батареи. Для измерения потребуется ареометр.

proverka plotnosti elektrolita

Проверка плотности электролита.

Он опускается в открытую банку АКБ, после чего при помощи груши внутрь прибора набирается электролит.

Должно быть такое количество жидкости, чтобы поплавок мог свободно плавать в ней. Показание снимается по совмещению значений шкалы с уровнем электролита в ареометре.

Нужно учитывать, что плотность зависит от климатических особенностей региона.

Показатели плотности электролита в зависимости от среднемесячной температуры января для летнего и зимнего сезона показаны в таблице ниже:

Январская температура воздуха, °С Сезон Плотность полностью заряженного аккумулятора, г/куб.см Плотность (г/куб.см) при разряженной АКБ на
25% 50%
От – 50- до -30 зимний 1,30 1,26 1,22
летний 1,28
 
1,24   1,20  
От – 30 до – 15 круглогодично

От – 25 до – 8
От 0 до + 4 1,23 1,19 1,15
От – 15 до +4

При проверке учитывайте, что уменьшение номинальной плотности на 0,01 г/куб.см происходит при разряде аккумулятора на 5-6%.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Поставьте тестер в режим проверки постоянного напряжения. Диапазона будет достаточно до 20 В. Красным щупом прикоснитесь к выводу «+», черным – к контакту «–».

Такая проверка проводится на снятом с автомобиля аккумуляторе или при снятых клеммах.

polozenie v kotorom dolzen nahoditsj pereklucatel

Положение, в котором должен находится переключатель мультиметра.

Прибор должен показать значение около 12,5 В. Если на дисплее менее 12 В, это значит, что АКБ разряжена. Если более 12,8 В, то значит батарея перезаряжается.

Проверка аккумулятора при работающем двигателе

Проверить батарею можно при работающем двигателе. Для этого нужно отключить все электроприборы, но снимать клеммы с выводов аккумулятора не нужно.

Проверка проводится также с помощью мультиметра, которым замеряется напряжение между плюсовым и минусовым контактами АКБ.

Напряжение, показываемое тестером, V Диагноз
Менее 13,4 Недозаряд – на аккумулятор поступает пониженное напряжение.
13,4-14,2 Аккумулятор в порядке.
Более 14,2 Перезаряд. На батарею от генератора идет повышенное напряжение. Это значит, что аккумулятор разряжен или что реле-регулятор напряжения на генераторе вышло из строя.

Если напряжение понижено, проверьте состояние контактов. Если они окислены, то почистите их наждачной бумагой. Если не помогло, то скорее всего проблемы с генератором или реле-регулятором напряжения.

Повышенное напряжение нормально, если батарея была разряжена. Сделайте еще один замер через 10-15 минут (двигатель должен работать).

Прибор должен показать 13,4-14,2 В. Если напряжение по-прежнему более 14,2 В, нужно проверять реле-регулятор на генераторе.

Как проверить аккумулятор заряжен или нет при неработающем двигателе

Для проверки на заглушенном двигателе так же потребуется тестер. Электроприборы на машине нужно отключить.

Напряжение, показываемое тестером, V Диагноз
11,7 Значительная разрядка.
12,1-12,4 Половинная зарядка.
12,5-13,2 Полная зарядка.

Проверка нагрузочной вилкой

В нагрузочную вилку встроен мощный резистор или нихромовая спираль. При подключении прибора между контактами АКБ, ток протекает по цепи с постоянным сопротивлением.

Проверка нагрузочной вилкой проводится при температуре 20-25°С. Минимальная температура проверки 15°С. На холодной батарее проверку проводить нельзя, так как это приведет к ее сильному разряду.

Алгоритм проверки:

  • вилка подключается между выводами аккумулятора (красный щуп к «+», черный к «–»);
  • прибор создает нагрузку в 100-200 А (это равно нагрузке от стартера);
  • щупы удерживаются в течение 5-6 секунд, но не более.

Значения напряжения во время нагрузки:

Напряжение, V Зарядка в процентах
Более 10,2 текст
9,6 текст
9 текст
8,4 текст
Менее 7,8 текст

Для полностью заряженной батареи напряжение не должно показывать меньше 10,2 В.

Допустимо падение до 9 В, но в этом случае АКБ следует поставить на подзарядку.

После того, как нагрузка снята, напряжение должно восстановиться через 2-3 секунды.

Если оно не возвращается к нормальному значению, то это значит, что аккумулятор в плохом состоянии. Возможно, замыкает какая-то из банок.

Проверить вилкой можно батарею, не снимая ее с машины. Также рекомендуется так тестировать АКБ при покупке в магазине.

Как проверить новый аккумулятор




Обязательно тщательно проверьте аккумулятор перед покупкой. Это в большинстве случаев убережет от приобретения некачественного товара.

Чтобы на 99% быть уверенным в новой АКБ нужно:

  • Осмотрите полностью корпус. Не должно быть трещин, сколов. На ярлыке дата производства должна быть не старше 2-х лет.
  • Тестером проверьте напряжение на клеммах. Новый качественный аккумулятор должен выдавать напряжение не менее 12,6 В.
  • Потребуйте проверить батарею при помощи нагрузочной вилки. Если у продавца вилки нет, лучше обратиться в другую торговую точку.

Как проверить живой ли АКБ на машине без приборов

Проще всего состояние аккумулятора определить по специальному индикатору на верхней поверхности корпуса.

Обычно он выполнен в виде небольшого круглого окошка. Уровень заряда определяется по его цвету. Рядом всегда имеется ярлык с расшифровкой показателя.

Как правило, зеленый цвет сигнализирует о полной зарядке, серый или белый – половине. Если индикатор черный или красный, то аккумулятор разрядился полностью или в него нужно долить дистиллированную воду.

indikator zarjda

Индикатор заряда автомобильного аккумулятора.

При отсутствии индикатора можно проверить степень зарядки батареи с помощью фар.

Двигатель нужно запустить (он должен быть остывшим) и включить ближний свет на фарах.

Если зарядка близка к полной, то через 5 минут свет не должен стать тусклее.

Разряженный аккумулятор можно определить с помощью звукового сигнала. Для этого также нужно завести остывший мотор и через минуту пару раз продолжительно нажать на клавишу звукового сигнала.

Если аккумулятор исправен и хорошо заряжен, то звук будет громкий, звонкий. В противном случае звук поперхнется, станет дребезжащим, тихим, прерывающимся.

Как ухаживать за АКБ

Чтобы аккумулятор проработал долго, его нужно регулярно проверять. Корпус нужно содержать в чистоте, не допускать попадания электролита на корпус и окисления клемм.

Их нужно чистить мелкой наждачкой, хорошо затягивать и смазывать специальным защитным средством.

Не стоит оставлять аккумулятор на морозе. Если зимой машина стоит на улице, то АКБ лучше снять и поместить в теплое помещение.

Также желательно раз в 1-2 недели полностью заряжать батарею с помощью зарядного устройства. Это нужно делать чаще, если машина используется только для коротких поездок.