В этой статье подробно остановимся на том, как правильно прикурить автомобиль. Эту операцию нужно производить правильно, иначе есть риск повредить электросистему автомобиля, как реципиента, так и донора.

 

kak pravilno prikurit avto

Содержание:

  1. Ошибки при прикуривании
  2. Правильный процесс прикуривания
  3. Дополнительная информация и мифы
  4. Выбор проводов

Ситуация, когда аккумулятор внезапно оказывается разряжен и автомобиль не получается завести, чаще всего случаются зимой, когда емкость АКБ снижается, а потребление энергии возрастает.

Прикуривание - пример российской изобретательности, оно было широко распространено в советское время, когда приобрести новую батарею было порой очень сложно и приходилось ездить на старых, еле тянущих зарядку АКБ. Но и сейчас прибегают к этому способу.

Ошибки при прикуривании




Прикуривать стоит только в том случае, когда АКБ на машине полностью или частично разряжен и с трудом крутит стартер или уже не может его провернуть.

Если стартер крутится бодро, но двигатель не подхватывается, то проблема не в аккумуляторе.

Но и в тех случаях, когда АКБ с трудом крутит стартер, случается, что дело не в ней – просто в попытках завести проблемный двигатель водитель посадил батарею.

Опытные автовладельцы обычно по характерным признакам понимают, что проблема не в аккумуляторе, а в стартере или двигателе.

Нередко процесс «прикуривания» производится неправильно.

Типичных ошибок немного, но они могут привести к поломкам в электрической системе:

  1. Для увеличения мощности тока на машине-доноре не глушится двигатель.
  2. На «доноре» не выключается зажигание и электроприборы, в том числе фары.
  3. Используют для «прикуривания» автомобиль с менее емким АКБ, чем у заглохшей машины.
  4. Подключение производится без соблюдения правильной очередности действий.
  5. Пробрасываются кабеля с недостаточным сечением, поврежденной изоляцией, крокодилами, обеспечивающими плохой контакт.
  6. Игнорируются правила противопожарной безопасности.

Особенно важно соблюдение всех перечисленных правил для современных моделей, оснащенных чувствительной электроникой. Чтобы не вывести ее из строя скрупулезно соблюдайте правила «прикуривания».

Правильный процесс прикуривания

Правильная последовательность запуска двигателя с использованием аккумулятора другого автомобиля:

1. Выключите зажигание и заглушите двигатели на обеих машинах, также выключите все электроприборы, чтобы они не потребляли энергию.

2. Плюсовой кабель подключается сначала к выводу «+» аккумулятора донора, затем второй конец к контакту «+» АКБ реципиента.

3. Минусовой кабель подключается сначала к выводу «–» батареи донора, затем второй конец надежно присоединяется к корпусу (массе) автомобиля-реципиента. Например, к блоку двигателя.

Нужно, чтобы контакт был надежен, но при включении стартера, есть вероятность искрения. Поэтому не поленитесь и достаньте огнетушитель, чтобы в случае загорания сразу же потушить огонь. В таком случае счет идет на секунды и пока вы будете искать средства пожаротушения, автомобиль может загореться так, что огнетушитель уже не поможет.

shema pravilnogo prikurivanij

Схема правильного подключения аккумуляторов.

Внимание! Важнейшее правило – соблюдение правильной полярности. Кабеля должны соединять плюс с плюсом и минус с минусом. Если перепутать последовательность, произойдет мощное короткое замыкание. Это чревато выходом из строя электроники на обеих машинах, повреждения аккумулятора донора и возгоранием авто реципиента.

4. Включите зажигание на машине реципиента. Если все в порядке со стартером и двигателем, а АКБ донора достаточно заряжен, мотор заведется.

5. На холостом ходу установите газ так, чтобы двигатель набрал 1,5-2 тысячи об/мин. Пусть машина поработает так минут 5 для того, чтобы разрядившийся аккумулятор немного зарядился.

6. Теперь можно отсоединять кабели. Снимаются они в обратной последовательности. Сначала отсоединяется минус, затем плюс у реципиента, затем минус и плюс у донора.

7. Желательно еще минут 5 подзарядить батарею на холостом ходу – это поможет, если при начале движения мотор заглохнет – аккумулятор сможет завести прогревшийся двигатель.

pravilnost otsoedinenij provodov

Последовательность отсоединения кабелей после «прикуривания» автомобиля.

Внимание! «Прикурить» можно только у автомобиля с одинаковым бортовым напряжением. У легковых авто и малого коммерческого транспорта оно составляет 12 В. У мототехники – 6 или 12 В, у грузовых автомобилей и автобусов – 24 В. Попытка «прикурить» легковую машину от аккумулятора на 24 В может привести к поломке стартера, выходу из строя электроники, ламп, других электроприборов. Также могут перегореть предохранители. Электролит в аккумуляторе вскипит, что чревато его выплескиванием, выбитыми пробками и даже деформацией корпуса.

Если в результате нескольких попыток завести двигатель, он по-прежнему молчит, попробуйте поступить так:

  1. Не снимая кабелей, запустите двигатель у машины-донора. Электроприборы и свет нужно на ней выключить.
  2. Дайте поработать мотору минут 10 при 2-3 тысячах об/мин для подзарядки аккумуляторов.
  3. Заглушите двигатель и повторите попытку запуска.

Внимание! Нужно быть осторожным, пытаясь прикурить дизель от бензинового автомобиля. Как правило, для дизельного двигателя требуется более мощный аккумулятор, чем для бензомотора. Поэтому убедитесь, что на доноре стоит АКБ достаточной емкости.

Как видите процесс «прикуривания» несложен, правила подключения и безопасности достаточно просты.

Со временем это действие обросло множеством слухов и мифов, которые мы рассмотрим ниже.

Дополнительная информация и мифы

Самый главный миф о том, что можно (и даже лучше) «прикуривать» при заведенном двигателе у донора. На самом деле лучше так не делать.

Множество попыток могут оказаться удачными, но рано или поздно возникнет проблема.

Дело в том, что при запуске мотора происходит скачок тока. Кроме того, нет уверенности, что у реципиента нормально работает генератор.

Может именно из-за проблем с генератором у него разрядился аккумулятор. Если у него вышло реле-регулятор, то в объединенной системе автомобиля может оказаться повышенное напряжение, а это очень опасно для электронных компонентов.

Внимание! Чтобы максимально безопасно для донора завести другой автомобиль, желательно отсоединить минусовой вывод АКБ от массы.

promer prisoedinenij minusa k korpusu

Присоединение минуса к корпусу двигателя при прикуривании.

Не стоит «прикуривать» от автомобиля с меньшей емкостью АКБ, чем на машине донора. Дело в том, что емкость рекомендована производителем.

Скорее всего, мощности донора просто не хватит для вашего стартера, к тому же при малой емкости аккумулятор будет сильно греться, пытаясь прокрутить непосильный для него стартер. А это для батареи весьма вредно.

Поэтому емкость батареи донора должна быть не меньше, чем на машине реципиента, а желательно больше.

Внимание! Будьте осторожны. Не стоит «прикуривать» от автомобиля, на аккумуляторе которого видны потеки электролита на корпусе, контакты покрыты мощными окислами, чувствуется кислотный запах.

Батарея на доноре не должна быть старой или разряженной. При попытке «прикурить» от такого АКБ «встать на прикол» могут уже два автомобиля.

Внимание! Несколько лет назад в продаже появились «пауэрбанки» для автомобилей. Эти устройства представляют собой накопители энергии, которые могут помочь безопасно завести двигатель при практически «пустом» АКБ. В магазинах их обычно называют «пускателями».

puskatel dlj akkumuljtora

Пусковое устройство для аккумулятора.

Часто можно услышать, что опасно «прикуривать» автомобили, оснащенные электронным блоком управления (ЭБУ). Это не так.

Если двигатель на доноре заглушен, то повредить чувствительную электронику не получится.

Опасность возникает только при попытке завести заглохшую машину при работающем двигателе на автомобиле-доноре.

Выбор проводов




Прикурить можно только при том условии, что у одного из водителей есть специальные кабеля с зажимами-крокодилами на обоих концах.

Купить их можно на авторынке и в любом автомагазине. Девайс недорогой – их стоимость в районе 1000 рублей.

Желательно, чтобы провода имели разный цвет. Изоляция плюсового кабеля на заводских комплектах имеет красный цвет, минусовой – черный.

Делается это не для красоты, а чтобы случайно не перепутать полярность. Поэтому, если вы используете самодельные кабеля – обозначьте цветовой маркировкой концы проводов, например, при помощи цветной изоленты, намотанной рядом с клеммами.

Кабеля должны иметь достаточную длину. Желательно 2-3,5 м. Но слишком длинные тоже не подойдут, так как чем длиннее провод – тем больше потери на сопротивление.

Сечение кабеля должно быть не менее 16 кв. мм при длине 2-2,5 мм. Еще лучше, если оно будет еще больше.

При длине 3-4 м, толщина медной части кабеля желательна 20 кв. мм, еще лучше 32 кв. мм.

При покупке комплекта кабелей в магазине следуйте следующим правилам:

  • Поперечное сечение не должно быть слишком тонким. Провода толщиной меньше 16 кв. мм не берите. При этом в расчет принимается не общая толщина, а только сечение медной жилы. Иначе провод будет греться, может даже перегореть. Из-за повышенного сопротивления часть энергии будет расходоваться на нагрев проводника, так что на стартер ее может просто не хватить.
  • Длина должна быть не менее 2,5 м, лучше 3 м. Провода в 2 м не берите – будет трудно дотянуться до другой машины, если место для их стоянки ограничено.
  • Кабель должен быть многожильным с тонкими жилами и достаточно легко гнуться и сворачиваться. Жесткая оплетка не подойдет. Она снижает удобство пользования, и имеет склонность трескаться. Лучше кабели в толстой резиновой оплетке или сделанной из мягкой ПВХ, которая не боится морозов.
  • Крокодилы лучше медные или хотя бы омедненные. Обращайте внимание на массивность металла, его жесткость, надежность обжима проводов. Пружины должны быть мощными, клеммы широкими с острыми зубцами на конце.

provoda dlj prikurivanij

Кабели для прикуривания.

Не берите дешевые и некачественные китайские провода. Долго они не проработают. К тому же греются, проводка оплавляется, а завести двигатель из-за плохого контакта и малого сечения часто просто невозможно.

Случалось, что такие кабеля при «прикуривании» от мощной батареи просто загорались.

Заключение

Комплект кабелей должен быть в багажнике наряду с домкратом и набором гаечных ключей. В критической ситуации они пригодятся, места же занимают немного.

Если есть возможность, то купите себе современный пускатель – он тоже может помочь в критической ситуации.

И помните, что процесс «прикуривания» несложен и безопасен при соблюдении несложных правил, забывать про которые нельзя.