Расскажем, чем и как починить бампер своими руками, рассмотрим виды повреждений, технологии устранения дефектов. Также ответим на часто задаваемые вопросы автовладельцев по ремонту данной детали.

 
 

 

kak pochinit bamper svoimi rukami

Содержание:

  1. Виды повреждений бампера
  2. Чем можно запаять бампер на автомобиле
  3. Инструмент необходимый для починки бампера
  4. Подготовка к восстановлению пластикового бампера
  5. Как запаять бампер своими руками
    - Пайка бампера специнструментом
    - Запаивание бампера термофеном
    - Пайка бампера с помощью паяльника
    - Пайка пластикового бампера с помощью горелки
    - Заваривание бампера прутком
    - Склеивание бампера композитным материалом
  6. Ремонт кронштейна бампера
  7. Советы по запайке бампера
  8. Часто задаваемые вопросы о починке и запайке бампера

Виды повреждений бампера

Бампер – согласно разъяснениям в различных словарях русского языка (Ожегова, Кузнецова, Ефремовой) это специальное устройство, укрепляемое в передней и задней части автомобили и служащее буфером при его столкновении с чем или кем-либо.

 



Перейдём к видам повреждений бамперов. Они могут быть сквозные и несквозными.

К несквозным дефектам относятся:

  1. Потёртости.
  2. Царапины, борозды.
  3. Вмятины от удара или нагрева.
  4. Трещины лакокрасочного покрытия.

Все подобные дефекты образуются в результате несильных механических ударов при соприкосновении с твёрдыми предметами.

В зависимости от типа повреждения они восстанавливаются различными способами.

Сквозные повреждения приводят к разрыву полимерного материала.

Сломанный бампер автомобиля

Это могут быть:

  1. Трещины.
  2. Утеря небольших фрагментов пластика.
  3. Проломы.

Названные дефекты не только портят облик машины, но и могут повлиять на безопасность движения транспортного средства.

Поэтому перечисленные повреждения должны оперативно устраняться.

К сожалению, от получения любого типа дефекта не застрахован ни опытный водитель с многолетним стажем, ни начинающий автолюбитель.

Причиной поломки бампера может стать:

  • Гололедица на дороге.
  • Форс-мажорные обстоятельства: упавшая с дерева ветка, выскочившее на дорогу животное и т. д.
  • Мокрая автомагистраль и неосторожное вождение участников дорожного движения.
  • Невидимые для водителя ямы и выбоины, находящиеся под водой или снежным покрытием.

Сломанный пополам или со значительным повреждением бампер можно восстановить, но толка от этого будет немного: он не сможет выполнить своё предназначение.

Восстановить небольшой дефект вполне возможно. Причём для этого необязательно обращаться в автосервис, деталь можно отремонтировать самостоятельно, было бы желание, навыки автомеханика и подходящий инструмент.

Материал для автомобильного бампера

На заре автомобилестроения машины комплектовались металлическими бамперами.

Они надёжно защищали автомобиль от повреждений при аварии или наезде.

Однако производителям пришлось отказаться от железных буферов – они приносили серьёзный ущерб здоровью пешеходам, участникам дорожного движения и самим транспортным средствам.

Пришедшие им на смену детали из полимерных материалов были менее прочны, но более безопасны.

В настоящее время при производстве применяют термо- и термореактивные полимеры:

  1. Стеклопластик.
  2. Полипропилен.
  3. Поликарбонат.

В основном компании по выпуску автомобилей производят бампера из более дешёвого термопластика, который может изменять форму под действием высокой температуры.

Бампера из термореактивного материала стойко переносят высокотемпературный режим, отличаются большей прочностью, однако они стоят дороже.

Подобное свойство обычных термопластических бамперов позволяет владельцам машин или работникам сервисов самостоятельно ремонтировать детали, используя нагрев повреждённого участка.

Чем можно запаять бампер на автомобиле

Как мы уже отмечали, термопластиковые бампера возможно восстановить при помощи нагрева материала методом сварки (спайки).

Для ремонта потребуется выяснить, из какого именно материала выполнена данная деталь.

Это необходимо для получения однородной структуры шва. Узнать состав компонентов поможет маркировка на бампере.

Обычно она расположена на внутренней её стороне.

Маркировка бампераМаркировка бампера.

Во время проведения операции потребуются пластиковые полоски для присадки, а также кусочки материала, взятого из остатков другого бампера.

Однако ещё раз отметим, донорский пластик должен быть как можно ближе подходить по структуре с «родным» бампером.

Дело в том, что каждый из подобных полимерных материалов имеет свою температуру плавления.

Несовпадение по параметрам данных характеристик может привести к разрушению основной детали, несовместимости соединения.

Для облегчения сварочных работ по ремонту бампера приведём таблицу, в которой указаны: его возможная маркировка, название материала, а также названы особенности пайки.

Маркировка Материал бампера Особенности процесса Инструмент для пайки
PVC Поливинилхлорид Запаивается пластиковым прутком, но следует укрепить (армировать) Фен, оснащённый насадкой, паяльник (80 Вт)
PP/PPTV Полипропилен Пластиковый пруток, соблюдение требуемого температурного режима Фен, оснащённый насадкой, паяльник (80 Вт)
PUR Полиуретан Армирование шва, соблюдение температурного режима (без перегрева) Паяльник с регулировкой температуры, горячий степлер, термофен
GF-15, GF-30, ABS, PAG-6 Твёрдый полимерный материал: полиамид, акрил-нитриловый стирол и др. Высокий температурный режим при плавлении, остывание в естественных условиях Мощный паяльник (T°C плавления до 500°C), горелка, термофен, возможна проклейка композитом
Нет маркировки Стеклопластик (полимерная смола и стеклоткань) Смола и стеклоткань Склейка при помощи нескольких слоёв стеклоткани, пропитанных полиэфиром/ эпоксидной смолой

Используя эти данные можно качественно восстановить целостность автомобильного бампера.

Инструмент необходимый для починки бампера

Выбор инструмента для починки автомобильного бампера зависит от способа восстановления.

Однако практически в любом случае потребуется:

  1. Инструмент для нагрева пластика.
  2. Материал для армирования.
  3. Вспомогательный припой.

Напоминаем, что при выборе инструмента для сварки пластика следует учитывать температуру его плавления.

В таблице указаны параметры, при которых полимерные материалы плавятся.

Материал T°C плавления
Полиуретан (PU, PUR) 200
Поливинилхлорид (PVC) 300-400
Полипропилен (PP, PPTV) 300
Полипропиленовая резина (PP-EPDM) 310-340
Акрил нитрил бутадиен стирол (ABS) 350
Полиамид (PA) 400

На основании данных в таблице можно выбрать нужный инструмент для нагрева.

Перечислим возможные варианты:

  1. Паяльник мощностью 80 Вт пойдёт для восстановительных работ с поливинилхлоридом, полиуретаном, полипропиленом.
  2. Этот же инструмент большей мощности до 100 Вт нужен для операций с полиамидом, пластиком ABS.
  3. Термофен (паяльный, строительный) с регулятором температуры, соответствующей насадкой подойдёт для восстановления большинства из перечисленных материалов.
  4. Газовая горелка пригодится для устранения повреждений в бамперах, выполненных из твёрдых пластмассовых материалов.
  5. Разогретым степлером можно реставрировать любой пластик, однако качество выполняемых работ будет не самым лучшим, например, шов на внешней стороне может быть неровным.

Для армирования, повышения прочности шва, следует использовать металлическую сетку или проволоку (медь, алюминий, латунь).

Также можно задействовать железные скобки для степлера. Небольшие повреждения можно заваривать без армирования.

Для проведения операции по восстановлению бампера также нужно приготовить:

  1. Набор ключей и отвёртки для снятия детали с места установки.
  2. Электрическую дрель и свёрла диаметром от 3 до 5 мм.
  3. Наждачную бумагу средней зернистости для обработки поверхности.
  4. Фиксаторы: струбцину, клещи с зажимом и т. д.
  5. Обезжириватель.

Однако не для всех бамперов понадобятся подобные инструменты.

Для устранения повреждений на бампере из стекловолокна потребуются:

  1. Углошлифовальная машинка небольшой мощности или дремель (бормашинка).
  2. Обезжириватель.
  3. Наждачная бумага (мелкозернистая).
  4. Скотч.
  5. Стеклотканевый материал.
  6. Эпоксидная смола и отвердитель.
  7. Широкая кисть.

Приготовив инструментарий, можно приступать к подготовке ремонта.

 

Подготовка к восстановлению пластикового бампера

Бампер для проведения ремонтных работ необходимо снять с посадочного места за исключением тех случаев, когда незначительное повреждение возможно устранить непосредственно на машине.

Рассмотрим алгоритм подготовительных работ:

  1. Демонтируется бампер, очищается от пыли и грязи.
  2. Высверливаются небольшими по диаметру свёрлами отверстия на концах трещины. Это препятствует её дальнейшему распространению.
  3. Зачищается наждачной бумагой поверхность детали, примерно по 4 – 5 см, в обе стороны от повреждения.
  4. Формируется небольшое углубление в зоне сварки для установки в нём присадочного материала.
  5. Убираются фаски с краёв трещины.
  6. Обезжиривается зона ремонта.
  7. Зажимаются при помощи фиксатора (струбцины или иного инструмента) края пластика в рабочем положении (заводском) в месте повреждения.

На этом подготовительная часть работ закончена. Следующий этап – непосредственно ремонтная операция.

Как запаять бампер своими руками

В этом разделе расскажем о технологиях восстановления бампера различными способами.

Пайка бампера специнструментом

В данном случае в качестве специального инструмента используется степлер, оснащённый функцией нагрева, работающий от источника электросети.

Специнструмент для запайки бампера

Ход действий:

  1. Зарядить степлер скобкой, включить в электросеть.
  2. Приставить скобку к повреждённому участку, подать напряжение. Разогретая скоба войдёт в пластмассовый материал, соединяя своим телом повреждённые края.
  3. После входа скобки в пластик следует отключить напряжение, убрать от бампера степлер.
  4. Повторить подобные действия по месту повреждения с шагом установки скоб: 0,5 – 1 см.
  5. Убрать кусачками свободные концы скоб, торчащие из пластика.
  6. Обработать место монтажа бормашинкой, наждачной бумагой.

Подобный способ соединения позволяет одновременно скреплять повреждённые участки и армировать зону, делая её прочнее.

Для создания целостности рекомендуется пропаять с помощью термоинструмента место соединения краёв трещины.

 

Запаивание бампера термофеном

Один из универсальных вариантов устранения повреждений на пластиковом бампере.

С помощью паяльного или строительного фена возможно заделать трещины, небольшие разломы на детали, в том случае, если нет потерянных фрагментов.

Запайка бампера термофеном

Оптимальный вариант используемого инструмента – наличие на нём регулятора температуры. Без него можно перегреть обрабатываемый пластик, вся работа в этом случае пойдёт насмарку.

Диаметр отверстия на выходе не должен превышать 7 – 10 мм. Также для работы понадобятся присадки, по материалу идентичные бамперу.

Для усиления прочности детали в месте сварки потребуется армирование. Оно осуществляется с помощью металлической проволоки или сетки, можно использовать скобки от степлера.

Этапы запаивания бампера термофеном:

  1. Исходя из таблицы температуры плавления полимерных материалов, указанной выше в статье, выставить регулятором нужный для работы режим.
  2. Феном прогревается рабочая зона, в неё с усилием вдавливается присадочный материал, который под действием высокой температуры расплавляется. Это может быть пластиковая полоска, пруток.
  3. После застывания полимера производится зачистка неровностей, обработка места сварки наждачной бумагой заподлицо с основной частью бампера.

Для усиления прочности места соединения выполняется армирование (можно металлическими скобами для степлера).

В том случае, если повреждённая зона не подходит к краям детали, данную процедуру можно не производить.

 

Пайка бампера с помощью паяльника

С помощью паяльника (80 Вт) можно восстановить дефекты на бамперах, выполненных из различных видов пластика.

Сама процедура выполнения работ схожа с запайкой повреждений термофеном.

В случае, если трещина доходит до края бампера, выполненного из любого материала кроме полипропилена, потребуется армирование заделочного шва.

Запаивание бампера с помощью паяльникаПайка пояльником с армированием металлической сеткой.

Это придаст ему прочность, он сможет вновь выполнять прежние функции по защите автомобиля.

Лучшим вариантом для армирования будет применение металлической сетки шириной около 0,5 см.

Небольшие повреждения, расположенные по центру детали, можно восстановить без армирования.

Рассмотрим ход выполнения работ без армирования:

  1. Прогреть паяльник до температуры плавления материала бампера.
  2. Соединить острым концом инструмента повреждённые края с внутренней части. Насечки следует делать через 0,8 – 1,3 см друг от друга. Таким образом производится фиксирование краёв дефектного места.
  3. Плоской стороной паяльника выравнивается повреждённая плоскость, заполняются имеющиеся сквозные отверстия.
  4. После этого аналогично выполняется операция сварки с внешней стороны.
  5. Обработать, зачистить пока ещё тёплый материал до ровного состояния.

Если необходимо армирование, то в соединительный шов вваривается металлическая сетка, которую следует предварительно разогреть тем же паяльником. Подобную процедуру следует выполнять изнутри бампера.

В ходе выполнения работ нужно следить за температурным режимом. Перегрев материала здесь также не допустим.

 

Пайка пластикового бампера с помощью горелки

Процедуру восстановления бампера при помощи газовой горелки нужно выполнять аккуратно.

Стандартное сопло, широкое по размеру, не пойдёт для ремонта полимерного материала по причине высокотемпературного режима работы такого инструмента (до 1000°C).

Необходимо установить пламегаситель или использовать сопло от газового паяльника, которым может оснащаться инструмент.

Горелка для запайки

Умельцы также используют в этом случае самодельные конструкции с нужным диаметром сопла.

Для работы следует приготовить присадочный материал для заполнения шва, схожий по структуре с бампером.

Алгоритм ремонтных действий схож с процедурой восстановления бампера при помощи строительного фена:

  1. Горелкой с узким соплом разогреваются края трещины или разлома.
  2. Одновременно с этим в рабочую зону вводится присадочная пластмасса.
  3. Места шва заполняется расплавленной присадкой.
  4. Горелка убирается, после остывания пластика производится зачистка шва.

Этой же горелкой можно проводить при необходимости армирование дефектного места.

 

Заваривание бампера прутком

Универсальный способ устранения трещин, пробоин, иных повреждений – сварка при помощи прутка.

Для работы нужен пруток круглой или треугольной формы, а также один из нагревательных инструментов: строительный фен, паяльник, горелка.

Прутки для запаивания бампераПрутки для запаивания бампера.

Этапы восстановления:

  1. С краёв повреждённой зоны снимаются фаски. Для этого можно использовать бормашинку, небольшую электродрель.
  2. Выполнить углубления по краям для наложения прутка.
  3. С помощью термоинструмента расплавить, начиная с небольшой температуры, пруток, укладывая его с небольшим усилием в приготовленное углубление.
  4. Дождавшись застывания пластика, срезать неровности, зачистить полученный шов наждачной бумагой.

При помощи кусочков присадочного прутка можно произвести армирование шва с внутренней стороны бампера, размещая их через 3 – 4 см.

 

Склеивание бампера композитным материалом

Устранение повреждений на бампере из стекловолокна производится отличным от вышеприведённых способов.

Технология заключается в проклейке дефектного участка стеклотканью, предварительно смоченной в эпоксидной или полиэфирной смоле.

Аналогичным способом устраняются повреждения в бамперах, произведённых их твёрдых пластмасс, так как их сложно разогреть до нужного состояния.

Композитные материалы для запаивания бампераМатериалы для запаивания бампера.

Ремонтные работы делаются таким образом:

  1. Производится очистка дефектного места на бампере.
  2. Обрабатываются неровности краёв повреждённой зоны (бормашинкой, небольшой шлифовальной машинкой).
  3. Зачищаются наждачкой близлежащие к зоне повреждения стороны (до 5 см), как снаружи, так и внутри.
  4. Фиксируются при помощи скотча края трещины.
  5. Обезжиривается внешняя сторона бампера в рабочей зоне.
  6. Вырезается кусок стеклоткани по длине трещины/пролома + 5 см запаса с каждой из сторон.
  7. Разводится отвердитель со смолой в требуемой производителем вещества пропорции.
  8. Намазывается полученной смесью с помощи широкой кисти дефектная зона изнутри бампера.
  9. Накладывается на место повреждения и разглаживается приготовленный кусок стеклоткани.
  10. Повторяются операции с куском заплатки, пропитанной клейкой смесью, до тех пор, пока место дефекта не сравняется по высоте с остальной поверхностью бампера.
  11. Убирается скотч с наружной стороны.
  12. Выполняется аналогичная обработка, проклейка с внешней стороны повреждённого места бампера.

В зонах больших повреждений нужно упрочить полученное место соединения стеклонитью.

Для этого нужно сверлом маленького диаметра (до 1 мм) просверлить дырки в бампере через 5 – 8 см, соединить стеклонитью наложенные заплаты.

 

Ремонт кронштейна бампера

Нередко бампер становится нерабочим по причине поломки кронштейна, который фиксирует деталь на крыле автомобиля.

Причиной неисправности становится повреждение ушек или самой крепёжной планки. Восстановительные работы проводятся при помощи сварки.

Поломанное крепление бампераПоломонное крепление бампера.

Ремонт кронштейна бампера выполняется так:

  1. Демонтируется бампер с места установки.
  2. Приклеивается лента с внутренней стороны повреждённой зоны, выполняющий в этом случае роль основания.
  3. Обрабатываются поломанные места в верхней части кронштейна.
    Обработка поломанных частей бампера
  4. Приваривается с помощью термоинструмента пластиковый стержень из профиля нужной формы. Подобная процедура выполняется изнутри кронштейна.
  5. Подплавненное место обжимают щипцами и получается монолитное соединение.
    Обжим щипцами
  6. Производится обработка, зачистка приваренных элементов.
  7. Прорезается с помощью бормашинки отверстие, ушко для крепежа.
    Конечный результат

После этого выполняется установка кронштейна с бампером на крыло.

Советы по запайке бампера

Чтобы качественно выполнить ремонт автомобильного бампера, следует соблюдать следующие правила:

  1. Выбирать инструмент для сварки нужно исходя из температуры плавления материала бампера.
  2. Восстановить трещину небольшого размера с ровными краями, плотно прилегающими друг к другу, не подходящими к краю бампера можно без присадки и армирования.
  3. Для армирования следует использовать стойкий к коррозии металл: латунь, нержавейку или медь.
  4. При восстановлении нужно уделять больше внимание прочности, чем красоте. В любом случае деталь нужно будет потом грунтовать и красить, что позволит сделать незаметными следы ремонта.
  5. Для восстановления бамперов PP (полипропилен) в качестве присадок можно использовать нарезанный ножницами по металлу пластик с подкрылок. Другим видам полимерного материала бампера потребуется идентичный данному пластик, который можно взять на авторазборках.

Грунтовать восстановленные места следует грунтом, подходящим к этому типу материала. Иначе краска быстро слезет с бампера.

Ответы на часто задаваемые вопросы о починке и запайке бампера

Среди автовладельцев есть большое число желающих самостоятельно отремонтировать бампер своего автомобиля.

 



В связи с этим у них возникают многочисленные вопросы на тему ремонта.

Ответим на самые популярные из них.

Какие альтернативы починке треснувшего бампера?

Всё зависит от сложности повреждения. Бампер с небольшими трещинами, проломами можно восстановить.

Для деталей с серьёзными дефектами альтернатива одна – замена.

На сколько хватит запаянного бампера?

Опять-таки многое зависит от сложности ремонта и качества проведения операции.

При нормальной манере вождения, бережном отношении к автомобилю, соблюдении технологии ремонта восстановленный бампер может прослужить долгую службу своему хозяину.

Как запаять большую трещину на бампере автомобиля?

Такие повреждения устраняются при помощи термоинструмента, присадочного материала и армирования шва

Алгоритм данной работы описан в нашей статье.

Можно ли паять бампер металлическим прутком?

Металлический пруток не является однородной структурой с бампером из пластиком.

Поэтому он не пойдёт для спайки повреждённого участка. Его можно использовать в качестве нагревательного элемента.

Как запаять крепление (ухо) пластикового бампера?

Восстановить целостность крепёжного ушка бампера можно по технологии, описанной в статье.

Как сделать армирование пластика перед пайкой бампера?

Наша статья подскажет автолюбителям как выполнить армирование пластикового бампера.