Замена моторного масла в силовой установке машины входит в список обязательных мероприятий по обслуживанию транспортного средства. Рассмотрим: как часто и через сколько нужно менять масло в двигателе, зачем нужна эта процедура, чем чревата «забывчивость» по смене этой технической жидкости. Ответы на часто задаваемые вопросы автолюбителей по поводу эксплуатации моторного масла.

 
 

 

kak chasto nuzhno menyat maslo v dvigatele

Содержание:

  1. Виды масел
    - Достоинства и недостатки групп моторных масел
  2. Что влияет на частоту замены масла
    - Причины замены
    - Условия эксплуатации авто
    - Тип мотора, объём и мощность
    - Прочие факторы, влияющие на срок службы моторного масла
  3. Зачем нужна регулярная замена масла в двигателе
    - Последствия несвоевременной замены масла
  4. Как происходит старение масла
  5. Как часто менять масло в дизельном двигателе
  6. Как часто менять масло в бензиновом двигателе
  7. Часто задаваемые вопросы о замене масла в двигателе

Виды масел

Зачем и когда нужно менять моторное масло, мы разберём дальше в нашей статье. Вначале рассмотрим вопрос, какие виды этой технической жидкости используются в автомобиле.

Производители комплектуют машины разными по типу, характеристикам силовыми установками.

Транспортные средства эксплуатируются в разных климатических условиях: северных регионах, зонах с умеренным климатом, южных областях.

Исходя из условий эксплуатации авто, типа мотора в него заливают нужный вид масла.

 



Этот продукт нефтехимии классифицируется по:

  • Материалу производства.
  • Вязкости, используемой в классификации SAE.
  • Допусковым параметрам.
  • Качественным признакам.

Различие в перечисленных показателях не указывает, что одно масло лучше другого.

Маркировка этих технических жидкостей просто поясняет, для каких условий использования автомобиля, какого типа двигателя предназначается данный продукт нефтехимической промышленности.

Рассмотрим вкратце существующие группы масел.

Каждый представитель имеет свой химический состав. Он показывает: какие материалы применялись при выпуске товаров этой группы.

Современная промышленность выпускает:

  1. Минеральные вещества, выполненные на основе продуктов нефтепереработки.
  2. Синтетические масла, сделанные из искусственно созданных химических соединений.
  3. Полусинтетика, комбинация названных выше материалов.

Все продукты нефтехимии отличаются между собой по вязкости, температурным условиям использования, цене.

Для лучшей защиты силового агрегата автомобиля, повышения его производительности в состав моторных масел входят различные по составу присадки.

Они улучшают рабочие качества вещества, влияют на стоимость.

Для полноты картины добавим, что все виды моторных масел классифицируются по качеству.

Оценку продукции делают авторитетные зарубежные организации:

  1. ACEA: группа производителей машин из Европы.
  2. API: американский научно-исследовательский институт по нефтяным продуктам.
  3. ILSAC: международная организация по стандартизации масел.

Они строго следят за качеством подобной продукции, занимаются вопросами стандартизации.

Достоинства и недостатки групп моторных масел

Минеральное моторное масло

Минеральное моторное масло

Плюсы минерального моторного масла:
  1. Наличие в составе различных присадок и полезных веществ, улучшающих рабочие свойства продукта.
  2. Оптимальный вариант для машин с большим пробегом. Оно использует в своём состав средства, постепенно очищающие внутренности моторов б/у автомобилей.
  3. Привлекает покупателей бюджетной ценой.
  4. Не оказывает разрушительного влияния на резинотехнические компоненты двигателя.
  5. Повышенная густота минерального масла позволяет заполнить естественную выработку деталей моторного узла, характерную для машин с пробегом. Это улучшает работу моторов.
Минусы минерального моторного масла:
  1. Не подходит для мощных, производительных силовых агрегатах в автомобилях премиального сегмента, спортивного типа.
  2. Обладает нестабильной вязкостью.
  3. Возможно появление отложений на внутренней поверхности деталей мотора.
 

Синтетическое моторное масло

Синтетическое моторное масло

Плюсы синтетического моторного масла:
  1. Работает в широком температурном диапазоне.
  2. Выдерживает значительные нагрузки, давление, высокие температуры.
  3. Не образует полимеризационных плёнок на поверхности деталей.
  4. Отличный очиститель внутренностей мотора.
  5. Имеет отличную вязкость при широком температурном разбалансе (от 70 до 150°C).
  6. Незначительное испарение при эксплуатации.
Минусы синтетического моторного масла:
  1. Повышенная цена.
  2. Плохая совместимость с минеральными маслами.
 

Полусинтетическое моторное масло

Полусинтетическое моторное масло

Плюсы полусинтетического моторного масла:
  1. Повышенная стойкость к окислению, что защищает контактирующиеся детали мотора от преждевременного износа, образований очагов коррозии.
  2. Длительный рабочий ресурс.
  3. Стойкость к высоким и низким температурам.
  4. Хорошо взаимодействует с маслами любой группы.
  5. Малая испаряемость.
  6. Разумная цена продукта.
  7. Оптимальный вариант для запуска холодного мотора.
  8. В составе есть вещества, защищающие «нутро» двигателя от шлакообразования.
Минусы полусинтетического моторного масла:
  1. Малая эффективность при интенсивной работе силового агрегата.
  2. Нельзя использовать для эксплуатации в экстремальных условиях.
 

Что влияет на частоту замены масла

Компании-производители машин декларируют свой срок замены моторного масла.

Обычно он равен 10, чаще, 15 тыс. км пройденного автомобилем пути.

Однако в реальных, особенно в российских, условиях эксплуатации автомобиля, эти сроки не работают.

Сервисмены технических центров по обслуживанию машин, опытные автолюбители рекомендуют производить замену раньше, на рубеже 8 – 10 тыс. км.

Причины замены

Что же влияет на частоту замены масла в автомобиле?

Назовём основные факторы:

  1. Состояние: внешний вид жидкости, наличие запаха.
  2. Объём силовой установки машины.
  3. Вид используемого топлива.
  4. Пройденный километраж мотором.
  5. Состояние авто.
  6. Условия эксплуатации.
  7. Тип, классификация используемого масла.
  8. Масло какой группы заливается в двигатель.

Расшифруем некоторые показатели из приведённого списка.

Условия эксплуатации авто

Назовём основные факторы, влияющие на рабочий ресурс масла двигателя:

  1. Движение на автомобиле по скоростной автомагистрали и езда по городским улицам с их вечными пробками, наличием большого количества светофоров. В первом случае машина двигается в нормальном режиме, без остановок, работу силового агрегата защищает от перегрева система охлаждения. Во втором – происходят постоянные ускорения и торможения, порой экстренные. Мотор работает с повышенными нагрузками, моторное масло на пределе своих возможностей обеспечивает смазку, охлаждение внутренних составляющих агрегата. Вполне объяснимо, что в городских условиях эксплуатации машины эта техническая жидкость быстро теряет свои рабочие качества.
  2. Аналогичный процесс происходит в том случае, когда автовладелец использует транспортное средство в сложных климатических условиях: в южных регионах, северных районах страны, местах с повышенной влажностью. Здесь также маслу приходится непросто выполнять свои функции по защите компонентов двигателя.
  3. Также можно привести пример, когда хозяин машины эксплуатирует её на бездорожье, в сложных по рельефу: спуски и подъёмы условиях. И здесь моторное масло работает на износ, её характеристики стремительно ухудшаются.

Перечисленные факторы, а также агрессивная манера вождения автовладельца, использование сомнительных моторных добавок негативно влияет на срок службы моторной жидкости.

Тип мотора, объём и мощность

Масло работает в разных условиях, находясь в мощном двигателе внедорожника или в моторе малолитражке класса А.

В первом случае она успешно справляется с повышенными нагрузками, возникающими при движении, во втором – работает на пределе.

Небольшому по объёму «движку» непросто справиться с подъёмами в гору, многократными остановками в пути. Вместе с ним осложняется работа масла.

Вдвойне, а то и втройне сложно приходится этой техжидкости выполнять свои обязанности, когда помимо непростых условиях эксплуатации оно работает в дизельном агрегате, оснащённом турбиной.

Прочие факторы, влияющие на срок службы моторного масла

Отметим следующие факторы, которые сокращают масляный ресурс:

  1. Повышенный температурный режим двигателя.
  2. Применение моторного масла плохого качества.
  3. Плохая вентиляция узлов моторного отсека.
  4. Загрязнение топливных трубопроводов.
  5. Отработанный масляный фильтр.
  6. Несоответствие используемой жидкости требуемой производителем машины.

Всё это сокращает ресурс, заставляет автовладельца выполнять раньше времени замену этого смазочного материала деталей мотора.

Зачем нужна регулярная замена масла в двигателе

Замена моторного масла

Есть автолюбители, которые скептически относятся к срокам проведения данного технического обслуживания, замене масла в двигателе.

Они считают, что от того, что его заменят парой – тройкой тысяч километров позже, а то и больше, большого вреда не будет.

«Железное сердце» автомобиля будет продолжать свою работу также уверенно. Зато можно сэкономить на покупке дорогого нынче смазочного материала.

Однако экономия выходит боком хозяину, при таком подходе к делу ему вскоре придётся потратиться на солидный ремонт силовой установки.

Двигатель, его составляющие будут медленно, но верно, одолевать разные «болячки» – неисправности.

Напомним, какие функции выполняет моторное масло в силовом агрегате автомобиля:

  1. Смазка контактирующих деталей агрегата.
  2. Защита от износа.
  3. Охлаждение силовой установки.
  4. Борьба с коррозионными образованиями.
  5. Вывод из внутреннего пространства трубопроводов от продуктов износа, сора.
  6. Очищение поверхности деталей двигателя от нагара, сажи, загрязнений разного рода.

Согласитесь, что список большой, и обязанности у масла для мотора серьёзные. Однако у этой жидкости, как и у всех других материалов, есть свой срок службы.

Рано или поздно он заканчивается, теряются рабочие качества. Масло перестаёт выполнять свои функции, превращаясь в обычную жидкость, которая своим неприятным, появившимся от времени работы запахом, вносит дискомфортные нотки в обслуживание авто.

Отметим и такой фактор. В любом из видов техжидкостей имеются присадки, улучшающие её работу.

Эти химические добавки также имеют свой ресурс, со временем начинают разрушаться.

Причём это происходит не только время движения автомобиля, но и на парковке.

В результате продукт разложения этих бывших помощников масла начинает негативно влиять на внутренние части двигателя. Это – также причина регулярной замены масла в моторе.

И последнее. К сожалению, на полках наших автомагазинов нередко попадает «левая», контрафактная, продукция.

Далеко не все автовладельцы могут отличить фальшивый товар от настоящего. Такие жидкости обладают небольшим сроком службы, быстро перестают защищать двигатель от перегрева, сил трения и т. д.

Поэтому своевременно проведённое техническое обслуживание убережёт агрегат от возможных негативных последствий.

Последствия несвоевременной замены масла

Последствия несвоевременной замены моторного масла

Расскажем, что получит хозяин машины, если не будет вовремя менять масло в моторе:

  1. Ускоренный износ компонентов двигателя, происходящий из-за утраты рабочих качеств смазывающей жидкости.
  2. Перегрев силовой установки из-за невозможности старого масла выполнять свои обязанности по охлаждению мотора.
  3. Образование повышенного количества наслоений на внутренних стенках деталей, ухудшающих работу силовой установки: потеря мощности, увеличение количества вредных веществ в выхлопах и т. д.
  4. Моторное масло становится более вязким из-за разрушения добавок. Это ухудшает движение жидкости по трубопроводу, может способствовать масляному «голоданию». У водителя возникают проблемы с запуском агрегата, особенно в морозную погоду.
  5. В автомобилях, оснащённых турбированными моторами, может выйти из строя компрессор из-за повреждения ротора. Отработанная жидкость накладывает свой негатив на работу подшипников узла, вала турбокомпрессора, засоряет каналы для смазки. Это чревато клином «движка», выходом из строя и дорогостоящим ремонтом.
  6. Повреждение шатунных вкладышей вследствие заполнения густым маслом каналов. Вкладыши могут перегреться от этого и провернуться. Результат – повреждение коленчатого вала, блок цилиндров.
  7. Увеличение расходов горючего. Ухудшение качества смазки контактирующих деталей приводит к увеличению нагрузки в работе агрегата, соответственно, возрастают расходы на топливо.
  8. Ухудшается защита от коррозионных образований. Это чревато преждевременным окончанием рабочего ресурса компонентов узла.

Мы назвали основные негативные последствия несвоевременной замены технической жидкости в двигателе. На деле их значительно больше.

Однако и названных факторов вполне хватает для того, чтобы задуматься о сроках замены масла в двигателе автомобиля.

Как происходит старение масла

Старение моторного масла

В идеале это техническая жидкость может выполнять свои функции в течение длительного времени.

Но это может быть в том случае, если автомобиль не стоит в пробках, за бортом машины хорошая погода, двигатель функционирует на небольших оборотах, без перегрева. Сами понимает, что это – фантастика, такого в нашей жизни не бывает.

Моторное масло в ходе эксплуатации транспортного средства начинает окисляться. Этот процесс одинаков для всех автомобильных двигателей.

Также постепенно выгорают имеющиеся присадки. Данная техническая жидкость не в состоянии выполнять своё предназначение, оно стареет.

Особенно быстро данный процесс протекает в автомобилях, укомплектованных мощными, скоростными моторами, наддувом, нагрузочными режимами работы агрегата.

В результате старения образуется:

  1. Шлак.
  2. Нагар.
  3. Лак во внутренней части каналов.

Старение становится причиной:

  1. Клина клапанов в направляющих втулках.
  2. Уменьшения сечения каналов масляных насосов.
  3. Закоксования колец поршневого механизма.
  4. Повреждения клапанов из-за прогорания.

Вполне понятно, что владельцу машины не следует ждать старения этой техжидкости.

Как часто менять масло в дизельном двигателе

Конструктивные особенности дизельного мотора выдвигают повышенные требования к качеству масла и, соответственно, срокам его замены.

Рекомендуется выполнять подобное техническое обслуживание чаще, чем на автомобиле с бензиновым ДВС – через 10 тыс. км пройденного пути.

Однако по причинам, указанным в статье выше, этот срок может сократиться до 6 – 8 тыс. км.

Это зависит от:

  1. Эксплуатационных условий.
  2. Мощности и объёма силовой установки.
  3. Состояние транспортного средства.
  4. Пробега.

Также большое значение в этом вопросе имеет тип используемого масла.

К примеру, минеральную техническую жидкость следует менять чаще, после 5 тыс. км. Выполнять замену синтетики или полусинтетики можно на уже указанном рубеже – до 10 тыс. км.

Отметим такой нюанс. Качество российского дизельного топлива значительно уступает европейской «солярке».

В нём присутствует определённое количество серы, отрицательно влияющее на детали моторного узла.

Поэтому во время процесса смазки, охлаждения маслом компонентов мотора увеличивается количество продукта отработки внутри масляных трубопроводов.

Это требует дополнительных усилий со стороны технической жидкости, в результате её рабочий ресурс уменьшается.

Как часто менять масло в бензиновом двигателе

Существуют разные методы вычисления частоты смены масла в бензиновом моторе. Предлагаются варианты вычислений на основе количества расхода горючего и т. д.

Далеко не у каждого водителя автомобиля в наше время есть свободные минуты или желание высчитывать по формулам время проведения такого технического обслуживания.

Водитель автомобиля с бензиновым силовым агрегатом, чтобы не доводить дело до критического состояния, должен помнить следующие рекомендации:

  1. За основу должен взять требования производителя машины по замене этой техжидкости.
  2. Исходить из условий, в которых эксплуатируется его автомобиль. Это: интенсивность использования – два раза в день с работы на работу или многокилометровые поездки; климатические условия региона проживания; стиль собственного вождения; состояние транспортного средства.
  3. Выполнять периодически профилактический осмотр жидкости на предмет обнаружения потемнения или появления неприятного запаха. Также проверять уровень масла по масляному щупу, при необходимости добавлять немного, не доводя до отметки «Max».
    Замер масла двигателя по щупу
  4. Выполнять смену масла, это также касается автовладельцев машин с дизелями, сразу после покупки авто на вторичном рынке вне зависимости от уверений продавца, что масло только что было поменяно.
  5. Покупать моторные масла проверенных производителей, выпускающих качественную продукцию, имеющую большой рабочий ресурс.

Также можно привести ещё один способ определения сроков замены масла в агрегате. Это – расчёт по моточасам.

Данный вариант не особенно востребован у автолюбителей. Тем не менее он довольно действенный, помогает примерно вычислить время проведения техобслуживания.

Такой метод распространён у владельцев моторных лодок.

Для этого нужно купить счётчик моточасов. В продаже есть электронные, электромеханические устройства.

 

Затем следует установить его в машине и присоединить к электроцепи, задействованной с запуском двигателя.

Наличие внутренней памяти в устройстве позволяет не бояться отключения питания, все данные о моточасах сохраняются.

Как по нему определить время замены? Очень просто. Берём продекларированное производителем автомобиля значение по смене масла, к примеру, через 15 тыс. км пройденного пути.

По бортовому компьютеру вычисляем среднюю скорость движения транспортного средства, допустим, 50 км/час.

Первый показатель регламента замены делим на среднюю скорость: получаем 300 моточасов.

Дальше нужно дождаться, когда на приборе появится данная величина и отправляемся в автосервис менять масло.

Пусть этот вариант далёк от совершенства, он не учитывает всех нюансов эксплуатации авто, зато хотя бы примерно владелец машины будет знать, когда нужно сделать техобслуживание.

Также можно воспользоваться калькуляторами онлайн, имеющимися в интернете на автомобильных сайтах. Но и этот метод даёт только условное время выполнения данной процедуры.

Ответы на часто задаваемые вопросы о замене масла в двигателе

 



Автолюбители часто задают вопросы по замене моторного масла в автомобиле.

Ответим на самые популярные из них.

Через сколько рекомендуется менять масло в двигателе?

Наша статья даёт ответ на этот вопрос. Обобщим факторы, которые следует учитывать по срокам замены масла в двигателе транспортного средства.

Производители регламентируют срок смены этого расходного материала через 10 – 15 тыс. км для машин с бензиновыми двигателями, 10 тыс. км – для автомобилей с дизельными моторами.

На практике это происходит раньше, исходя из причин, указанных в статье.

Как понять, что нужно менять масло в двигателе?

Узнать, что подошло время поездки в автосервис на ТО, хозяин машины может узнать по показателю пробега на табло бортового компьютера, параметру моточасов, появившемся на специальном приборе, поведению автомобиля.

Также о сроке замены техжидкости подскажет изменившийся цвет масла, плохой запах. На некоторых моделях современных авто о техническом обслуживании напомнит предупредительная индикация на панели приборов.

Что меняется при замене масла в двигателе?

Для того чтобы двигатель нормально функционировал, помимо масла следует заменить масляный фильтр.

Он, как правило, за истекший пробег засоряется и не может качественно защитить жидкость от загрязнения.

Также нужно поменять во время этой процедуры топливный и салонный фильтры.

Сколько длится замена масла в двигателе по времени?

Время выполнения данной операции зависит от того, где она будет проводиться.

На станции технического обслуживания машин опытные мастера при наличии современного оборудования заменят моторное масло в течение 20 – 25 минут.

Работа не отличается сложностью. Поэтому многие автолюбители делают её самостоятельно в гаражах.

В этом случае уходит на замену примерно с полчаса. Всё зависит от умения хозяина машины, наличия инструмента, места, где проходит операция.