Свечи зажигания относятся к расходным материалам и требуют периодической замены. Разберемся как часто необходимо менять свечи зажигания на различных двигателях, а также из-за чего необходима замена свечей.

 
 

 

kak chasto menyat svechi zazhiganiya

Содержание:

  1. Зачем менять свечи зажигания
  2. Что произойдет, если не менять вовремя свечи зажигания в автомобиле
  3. Когда нужно менять свечи зажигания
  4. Как понять, что свечи зажигания пора менять
  5. Часто задаваемые вопросы

Происходит это из-за выгорания электродов и разрушения изоляторов.

 



В результате на старых изделиях падает интенсивность образования искры, из-за чего она нестабильно поджигает топливно-воздушную смесь.

Зачем менять свечи зажигания

Задача свечи – не только воспламенение топливно-воздушной смеси (ТВС), но и производство этого действия в строго нужный момент.

Образовавшаяся между электродами искра поджигает ТВС, сжатую в цилиндре. Смесь поджигается, расширяясь и толкая поршень цилиндра.

Если воспламенение будет происходить в другой момент, то двигатель начнет работать с перебоями или вообще не заведется.

Свеча работает в тяжелых условиях при температуре до 2500⁰С и величине давления до 50 бар. Также на нее интенсивно воздействуют продукты горения.

Ко всему этому при образовании искры происходит электрокоррозия, постепенно истончающая материал и увеличивающий зазор между центральным и боковым электродами.

Так, с каждой 1000 км пробега расстояние между электродами становится больше на 5-10 мкм.

Желательно менять свечи еще до того, момента, как их износ становится виден невооруженным взглядом и до того, как начнут проявляться:

  • затруднения при пуске двигателя;
  • снижении динамики;
  • увеличения потребления топлива;
  • троения;
  • сигнализации компьютера о появлении ошибок Р0300-Р0304, означающих пропуски тактов зажигания.

Однако нужно учитывать, что подобные проблемы могут возникать также по вине высоковольтных проводов и катушки зажигания.

В карбюраторных автомобилях причиной также может быть неправильно выставленное зажигание.

Менять свечи нужно не позднее достижения рекомендованного производителем пробега. Обычно же это нужно делать скорее.

Иначе ухудшение работы двигателя могут привести к неправильной эксплуатации, что приведет к выходу его из строя и дорогостоящему ремонту.

Что произойдет, если не менять вовремя свечи зажигания в автомобиле

Последствия в этом случае могут быть весьма неприятными, вплоть до поломки двигателя.

Проявление Из-за чего происходит Что случится
Детонационный тип зажигания Ослабление мощности искры, либо появление искры невовремя или с пропусками проводят к взрывному воспламенению ТВС. Резкие удары разрушают детали цилиндропоршневой группы, коленвала, шатунов, подшипников коленвала. Из-за увеличения температуры в цилиндре могут прогореть поршни, прокладки ГБЦ, клапаны.
Калильный тип зажигания Смесь вспыхивает не от искры, как положено, а от раскалившихся электродов. В цилиндре повышается температура и давление более, чем положено. Это приводит к прогоранию клапанов, цилиндров, прокладок, на стенках цилиндров могут появится задиры.
Несгоревшая смесь попадает в выпуск Несгоревшее топливо выбрасывается из выхлопной трубы вместе с газами. Из трубы идет вонючий черный дым. Происходит разрушение катализатора. Также ТВС может воспламеняться прямо в выхлопном тракте, из-за чего слышаться характерные хлопки.
Свеча разрушается Из-за чрезмерного износа может осыпаться керамический изолятор или отпасть боковой электрод. Кусочки электрода или керамической рубашки повреждают стенки цилиндра и поршень, вызывая глубокие задиры на их поверхности.
Повышается напряжение разряда По мере роста зазора между электродами и появления нагара на поверхности происходит рост напряжения искрообразования из-за повышения уровня сопротивления. Из-за повышения напряжения происходит пробой изоляции и выход из строя катушки зажигания или высоковольтных проводов.

Подобные проблемы проявляются также при установке некачественных свечей, а также с неподходящих для автомобиля зазором между электродами или имеющие неправильное калильное число.

Когда нужно менять свечи зажигания

Частота замены зависит от конструкции двигателя, особенностей и условий службы автомобиля.

Также важно качество бензина, своевременная смена моторного масла и т.д.

Время замены свечей определяется по совокупному количеству признаков, среди которых:

  • качество и марка бензина;
  • особенности вождения;
  • интенсивность эксплуатации транспорта и средняя продолжительность поездки;
  • сплав, из которого сделан центральный электрод;
  • число электродов.

Сроки замены никелевых, платиновых и иридиевых свечей зажигания

Название типа изделий зависит от того, из какого материала выполнен центральный электрод. В рядовых свечах это сплав никеля.

Такие модели дешевы и доступны. В более дорогих марках, часто позиционируемых как спортивные, используется платина или иридий – тугоплавкие металлы и химически инертные.

В таблице показаны средний срок эксплуатации различных типов свечей:

Тип изделия Средний пробег, тыс. км
Никелевая 45
Платиновая 80
Иридиевая 120

Также нужно учитывать, что влияние на продолжительность работы изделий оказывает производитель.

Культура производства приводит к тому, что в зависимости от фирмы-изготовителя пробег может отличатбся на 15% от среднего как в меньшую, так и в большую сторону.

Платина и Иридий относятся к платиноидам – металлам с очень высокой температурой плавления.

Кроме того, эти металлы имеют высокую электропроводность, неохотно вступают в химические реакции и хорошо противостоят коррозии.

Эти их свойства позволили уменьшить диаметр центрального электрода до размера в 0,4-1 мм.

Никель легче коррозирует, а толстый электрод подвержен плавлению, быстрее изнашивается от воздействия искры.

Как часто нужно менять многоэлектродные свечи зажигания

mnogoelektrodnie svechiМногоэлектродная свеча зажигания.

Долгое время свечи имели только один боковой электрод. Многоэлектродные варианты появились как гоночные, позднее их стали продавать и для обычных автомобилей. В продаже есть модели с 2 и 3 электродами.

У таких изделий увеличен ресурс службы. На другие параметры дополнительные электроды не влияют.

Интересно, что при подаче напряжения искра получается только одна – между центральным и имеющим самых небольшой износ боковым электродом. Происходит это оттого, что разряд идет по пути наименьшего сопротивления.

Увеличение срока службы достаточно небольшое, не более чем на 20-30%. Такие модели рекомендуется использовать для автомобилей, использующих систему зажигания с холостой искрой.

Как влияет на интервал замены свечей зажигания режим эксплуатации

Пробег, который рекомендует производитель для комплекта свечей, относится к оптимальным условиям эксплуатации.

Однако работа машины в таких условиях трудно реализуема. Фактически, можно считать рекомендуемый пробег максимальным, больше которого работать свеча не должна.

Увеличению интенсивности износа способствуют:

  1. холодный запуск двигателя;
  2. короткие поездки не более 30 км;
  3. работа мотора на частотах менее 2500 об/мин;
  4. плохой бензин;
  5. плотный трафик на дорогах;
  6. не вовремя заменяемые масляный и воздушный фильтры;
  7. резкий старт с места;
  8. обороты до отсечки.

Если двигатель не выходит на высокие обороты или поездки очень короткие, то свечи не успевают нормально прогреться.

На них начинает отлагаться нагар, в котором содержатся агрессивные вещества из топлива. Свеча не очищается, а агрессивные вещества способствуют усиленной коррозии.

Если бензин низкокачественный, то нагар может отлагаться и при нормальной работе мотора. Также в его образовании может быть вина старого моторного масла, обедненной или чрезмерно обогащенной ТВС.

Агрессивная манера движения приводит к повышению температуры в цилиндрах, что также не способствует длительной службе деталей.

Как понять, что свечи зажигания пора менять

tresnutaj sveca zahiganijТреснутая свеча зажигания.

Точных признаков этого момента нет. Для каждой марки автомобиля они могут значительно отличаться.

Обычно нужно учитывать рекомендации производителя свечей и рекомендации в паспорте автомобиля.

Также важно, как за машиной ухаживают. Например, если водитель регулярно заезжает на ТО, проходит плановые осмотры, эксплуатирует автомобиль в оптимальном режиме, то продолжительность замены свечей увеличивается и составляет для:

  • никелевых – 30-40 тыс. км;
  • платиновых – 50-60 тыс. км;
  • иридиевых – 80-100 тыс. км.

Рекомендуется после пробега в 15 тыс. км извлечь свечи и внимательно их осмотреть.

Такая практика позволяет обнаружить наличие износа, наличие нагара и его характер дают возможность понять, нормально ли работает двигатель.

Признаки износа:

  • трещины, сколы на изоляторе;
  • каверны и повреждения на электродах;
  • толстый черный нагар на изоляторе в районе колпачка;
  • плотный налет вне зависимости от его цвета.

Если на какой-то свече обнаруживаются следы масла, топлива, более плотный нагар, жирная сажа, значит есть проблема в работе двигателя и машина требует тщательной диагностики.

На нормальных, неизношенных свечах может присутствовать небольшой налет (серого или светло-коричневого оттенка).

Он должен легко удаляться. Наличие коричневого кольца на изоляторе также не признак неисправности – оно образуется под воздействием коронного разряда.

Нужно ли менять свечи при переходе автомобиля на газ

svechi na gas benzinСвечи зажигания для газового и бензинового двигателя.

Автомобиль на газу работает по-другому. Газовая смесь дольше сгорает, она беднее, чем бензиновая.

Сгорание газа происходит более полно. Условия горения другие, поэтому рекомендуется устанавливать другие, более приспособленные для газа изделия.

Специальных моделей под газ нет. Однако рекомендуется при переходе на использование пропана или пропан-бутановой смеси установка холодных свечей, имеющих зазор с 0,7-0,8 мм.

Электроды должны быть платиновые, иридиевые или серебряные. Эти же изделия подойдут и для периода работы двигателя на бензине.

Если на автомобиле стояли хорошие иридиевые или платиновые изделия, то их можно оставить.

Свечи этого вида одинаково хорошо работают и на бензине, и на газу. Никелевые для газа подходят плохо, эффективность их заметно падает, а электроды выгорают более интенсивно.

Ездить, конечно, будет можно, но менять комплект придется гораздо чаще – через каждые 10-20 тыс. км.

Также произойдет ухудшение динамики мотора, но достаточно небольшое, при спокойной манере движения ее можно даже не заметить.

Часто задаваемые вопросы

 



Какой срок эксплуатации у свечей зажигания?

Зависит от материала электрода. В оптимальных условиях никелевые модели прослужат 45 тыс. км, платиновые – 80 тыс. км, иридиевые – 120 тыс. км.

Однако реально свечи нужно менять при пробеге в 1,5-2 раза меньшем.

Что произойдет, если длительное время не менять свечи зажигания?

Старые свечи с большой выработкой приведут к сложностям с пуском двигателя.

Произойдет потеря динамики, вырастут потребление бензина. Затем появится детонация или калильное зажигание.

Могут происходить пропуски в зажигании в одном или нескольких цилиндрах.

Насыщенные топливом выхлопные газы могут воспламеняться в выпускном траке.

В результате в лучшем случае двигатель перестанет заводиться, а в худшем либо произойдет серьезное повреждение поршневой группы, цилиндра и коленвала, а также выхлопной системы.

Почему важна регулярная замена свечей зажигания?

Обеспечивается более полное сгорание ТВС, стабильный запуск двигателя, близкий к номинальному расход топлива, стабильные характеристики движения.

Обязательно ли менять свечи в зимний период?

Нет, это не нужно. Замена оправдана лишь в том случае, если на свечах видны признаки износа, хотя бы небольшие.

Новые свечи обеспечат более легкий запуск двигателя в холода. Это важно, т.к. зимой пуск затруднен из-за загущения моторного масла и снижения в мороз емкости аккумулятора.

Как часто требуется менять свечи при езде на газу?

При использовании холодных платиновых или иридиевых моделей пробег такой же, как и при езде на бензине.

Горячие никелевые свечи изнашиваются более интенсивно, их потребуется менять каждые 10-20 тыс. км.