Стирание компаунда покрышек создаёт угрозу безопасности дорожного движения. Износ шин автомобиля обусловлен различными причинами. В нашей статье рассмотрим типы стёртой резины, причины этого явления. Также подскажем как определить износ автомобильных шин, дадим рекомендации по теме продления рабочего ресурса покрышек.

 
 

 

iznos shin avtomobilya

Содержание:

  1. Типы стертой резины
  2. Причины износа шин
    - Температура асфальта
    - Зернистость асфальта
    - Скоростной режим
    - Давление в шинах
    - Неисправность амортизаторов
    - Углы установки колес
    - Разбалансировка колеса
  3. Как определить износ шин
    - Индикатор стирания
    - Цифровые индексы
    - Цветовые индикаторы
    - Измеритель глубины протектора
    - Другие методы
    - Индикаторы износа у известных брендов
  4. Рекомендации по продлению эксплуатации покрышек

Типы изношенной резины

Износу подлежат любые автомобильные шины: зимние и летние, низкопрофильные и обычные, бескамерные и с камерами.

Однако сам процесс стирания происходит неодинаково.

В таблице мы расскажем о типах стёртой резины у машин, объясним причины этих явлений, а также дадим рекомендации по нормализации этого явления.

 



Тип износа Причины появления Советы по устранению

Центральный износ

Износ шин по центру

Из-за чрезмерного давления на середину профиля, полученного в результате неверного подбора типоразмера дисков, покрышек, перекачки шин, повышенных нагрузок на резину Установка соразмерных шин и дисков требуемых производителем размеров, восстановление нужного для данной модели автомобиля давления в покрышках, корректная нагрузка на резину при эксплуатации

Износ резины с одного края

Износ с одной стороныСтупенчатый износ обоих плечевых зон

Ступенчатый износ плечевых зон

Гребенчатый поперечный износ

Гребенчатый поперечный износ

Разбалансировка осей автомобиля, некорректная установка колёс приводит к боковому давлению на шины Проверка развал-схождения

Износ обоих плечевых зон

Износ плечевых зон

Несоразмерная установка дисков, шин, некорректное давление в покрышках, повышенная нагрузка на колёса Установка дисков, шин нужных типоразмеров, давления в покрышках. Подбор резины согласно нагрузке

Продольный гребенчатый износ

Продольный гребенчатый износ

Подобное протаскивание шин становится возможным из-за агрессивной манеры автовладельца, разнице давления в шинах, разбалансировке осей машины, повышенных нагрузках на резину Изменение стиля вождения, корректная установка осей, накачивание покрышек согласно нагрузкам

Волнообразный плечевой износ с одного края

Волнообразное плечевое истирание с одной стороны

Протаскивание или давление на боковую часть шины возникает по причине дефектов в подвеске, сбой в балансировке резины, разбалансировке положения колёс или осей авто Проверка балансировки осей, покрышек, ремонт подвески

Эксцентричный износ

Эксцентричный износ

Изменение формы колеса: диска, шины Устранение неисправности покрышки, диска

Пятнообразный износ

Пятно образный износ

Неисправность компонентов подвески, несоответствие установленных покрышек Устранение дефектов подвески, установка одинаковых по размеру шин

Диагональный износ

Диагональный износ

Протаскивание или боковое стирание возникает по причине выхода из строя деталей подвески, разбалансировки колёс, осей, несоразмерности шин Ремонт подвески, балансировка осей и колёс, установка одинаковых покрышек

Рассмотрим подробно причины износа резинового покрытия шин.

Причины износа шин

Срок службы автомобильных покрышек у разных компаний различный.

Даже у одной компании различные модели шин имеют свой рабочий ресурс.

Типы изношенной резины

Он зависит от многих факторов:

  1. Качества резиновой смеси.
  2. Технологии производства.
  3. Условий эксплуатации автомобиля.
  4. Манеры вождения владельца транспортного средства.
  5. Исправности ходовой части и т. д.

Также покрышки машин выходят из строя по причине окончания своего срока службы, естественного износа.

Рассмотрим основные причины, влияющие на рабочий ресурс резины машин.

Температура асфальта

Причина, которую владельцы машин редко принимают во внимание, когда дело касается износа резины.

Между тем асфальтовое дорожное покрытие, разогретое жаркими лучами летнего солнца, накаляется до критической температуры.

Оно передаёт её резине автомобиля, которая находясь в высокотемпературном режиме работы теряет свои свойства: ухудшается качество сцепления, ускоряется процесс износа материала.

Особый контроль в жаркую погоду за бортом автомобиля следует уделять параметрам давления в покрышках.

Их превышение более чем на 0,2 атм. недопустимо: резина быстро начнёт стираться.

Зернистость асфальта

В зависимости от технологии укладки дорожное полотно может иметь разную поверхность.

Зернистый асфальт, имеющий в своём составе щебень, применяют при обустройстве дорог на сложных участках почвы, трассах, подверженных серьёзным нагрузкам.

Зернистость асфальта

Однако у этих покрытий есть свои минусы. При проезде по таким дорогам не намного, но увеличивается потребление горючего, портятся, стираются быстрее при взаимодействии с острыми краями щебёнки, автомобильные покрышки.

При движении по автомагистралям с зернистой асфальтовой поверхностью водителю необходимо уменьшить скорость, двигаться более аккуратно.

Это позволит сохранить резину на больший срок.

Скоростной режим

Автовладелец должен знать, что при скоростном драйве покрышки изнашиваются скорее, чем при спокойном движении.

К примеру, на скорости 100 км/час они стираются в два раза быстрее, чем при 50 км/час.

Поэтому водители, любители скоростного режима, должны помнить о подобном скором износе, не злоупотреблять им чрезмерно.

Помочь продлить срок службы покрышек, но опять-таки отчасти, сможет правильно выбранный индекс скорости для шин.

Давление в шинах

Такая мелочь, регулярный контроль давления в покрышках, поможет сохранить на больший срок «обувь» для машины.

К сожалению, некоторые автолюбители берут в руки манометр для проверки давления в покрышках только в крайних случаях.

Однако от регулярности проверки напрямую зависит рабочий ресурс автомобильных шин.

Давление выше нормы приводит к стиранию компаунда в центральной части протектора, заниженные показатели – являются причиной износа в плечевых зонах.

Давление в шинах

Особыми причинами контроля давления в покрышках являются:

  1. Предстоящая дальняя дорога.
  2. Поездки в нагруженном до предела автомобиле.
  3. Попадание в дорожные ямы.
  4. Столкновения с бордюрами, препятствиями на дорогах.

Подобные проверки помогут продлить рабочий ресурс шин автомобиля, принять меры по обнаружению недостатков.

 

Неисправность амортизаторов

В обязанности автомобильных амортизаторов входит создание комфортных условий при проезде машины по «горбатым» дорогам.

Выход из строя этих деталей ходовой авто увеличивает нагрузку на резину во время движения по выбоинам и ямам.

Покрышки не только быстрее изнашиваются в этом случае, но и возникает угроза пробоя резинового материала.

Поэтому поддержание амортизаторов в исправном состоянии способствует увеличению рабочего ресурса шин.

Углы установки колес

Одна из характерных причин стирания резины – некорректная установка углов колёс.

В этом случае нагрузка на покрышки производится неравномерно.

Особенно часто при неправильно выставленных углах страдает внутренняя сторона шин, происходит износ плечевой зоны.

Положение колес автомобиля

Чтобы избежать подобного негатива, нужно делать развал/схождение после:

  1. Ремонта ходовой части автомобиля.
  2. Удара колёс о препятствие на дороге.
  3. Попадания в дорожную яму.
  4. Установки новой резины (желательно).

Некоторые автовладельцы для того, чтобы сделать равномерным стирание резины, меняют колёса автомобиля с задней оси на переднюю.

Разбалансировка колеса

Если колесо разбалансировано, произошёл сдвиг по массе резины, то при движении нагрузка на покрышку распределяется неравномерно.

Это чревато образованием залысин, проплешин на отдельных участках протектора.

Такой процесс делает тоньше резиновый материал в данном месте, сокращает его срок службы.

Подобный дефект опасен тем, что он малозаметен по сравнению со сплошным стиранием по краю резинового материала.

Подобный износ может привести к пробою покрышки в этом месте.

Поэтому балансировке колёс при шиномонтаже нужно уделять особое внимание.

Как определить износ шин

К сожалению, не все водители могут вовремя заметить наступление износа шин своего автомобиля.

Подобный фактор оказывает значительное влияние на безопасность движения: качество управления автомобилем, длину тормозного пути.

Существует несколько способов определения износа шин. Рассмотрим некоторые из них.

Индикатор износа

Многие производители автомобильной резины оснащают свою продукцию таким компонентом.

Он представляет собой небольшую резиновую перемычку, которая устанавливается в продольной канавке между блоками протектора.

Индикатор износа шины

В новых шинах, эта деталь находится в углублении, она не касается дорожного полотна.

Однако по мере стирания материала покрышек перемычка начинает соприкасаться с ним, изнашивается.

Периодическая проверка этого элемента даст возможность автовладельцу понять, когда нужно выполнить замену резины.

Поможет увидеть данный индикатор износа особый значок, расположенный в месте его установки.

Например, некоторые производители обозначают место размещения перемычки треугольником или аббревиатурой TWI. Также она может находиться рядом с названием бренда шин.

Цифровые индексы

Эти индикаторы в виде цифр устанавливаются на резиновом материале на различной глубине.

Зимние покрышки оснащены рядом цифр от 4 до 8, летние – от 2 до 8.

Цифровые индексы износа шины

Чем больше цифра, тем ближе она устанавливается на компаунде к поверхности, соответственно, меньшее значение говорит об её наиболее дальнем размещении в материале.

Исходя из этого правила цифра «8» находится ближе всех к дороге, индикатор «2» (летние покрышки) или «4» (зимние) – стоят глубже остальных.

По мере стирания цифры постепенно пропадают с поверхности шин.

Момент, когда исчезнет последняя цифра, говорит о том, что пришло время замены резины.

Цветовые индикаторы

Новинка на шинном рынке – покрышки, оснащённые цветным индикатором.

Разные слои резинового материала шин окрашены в различные цвета.

Когда один из них стирается, появляется другой цветовой индикатор.

Цветовые индикаторы износа шины

Появление красного цвета на компаунде свидетельствует о полном износе протектора.

Такая резина удобна для водителей. Им не нужно смотреть наличие перемычки в канавке шины или искать оставшиеся цифры – цвет покрышки виден издалека.

Минусом таких изделий является повышенная стоимость новинки шинной индустрии.

Измеритель глубины протектора

Помогает вычислить глубина протектора маленькое пластиковое устройство.

Оно оснащено утончённым наконечником, который размещается в его канавке.

Измерение глубины протектора

 

Другие методы

Также существуют «народные» методы определения глубины износа материала покрышек.

Ими пользовались прежние поколения водителей, они актуальны для применения и в наше время.

В канавки между блоками протектора вставляются измерительные инструменты: линейка, штангенциркуль.

В этом случае нужно помнить, что глубина протектора новой летней резины у разных производителей находится в диапазоне от 6 до 8 мм, зимних покрышек: 9 – 11 мм.

Если при замере линейкой будет показатель 7 – 8 мм, это указывает на то, что резина стёрлась всего лишь на четверть своего ресурса.

Величина 4 мм покажет на половину износа, 1,5 мм – сигнализирует о том, что пришло время замены шин.

Измерение износа шины сантиметром

Также можно замерить глубину протектора при помощи монеты.

Денежка вставляется в канал между блоками протектора реверсом, обратной стороной, к автовладельцу.

Если рисунок с изображением орла полностью скрылся в проёме, резина в порядке.

Если он виден полностью, значит шина стёрлась до критического значения.

Водитель, чтобы быть в курсе состояния своих покрышек, должен регулярно контролировать глубину протектора.

Причём это он должен делать не только в период замены сезонной резины, а регулярно.

Это поможет избежать негативных явлений во время поездок.

Индикаторы износа у известных брендов

Некоторые известные компании по производству покрышек оснащают продукцию оригинальными индикаторами износа:

  • Yokohama – устанавливают индикационные значки на бортах шин. Они имеют вид стрелок. Всего на покрышке размещено шесть таких индикаторов. На новой резине они не видны, но по мере стирания они проявляются. Это указывает на необходимость замены шин. Зимняя резина этой японской фирмы оснащается также дополнительным резиновым выступом, который размещается в средней части протектора. Момент его стирания до уровня основного материала говорит об окончании срока службы покрышки.
  • Bridgestone – резина этой компании из Японии имеют схожие с предыдущей фирмой индикаторы. Наличие шести стрелок должно стать сигналом для водителя о необходимости замены покрышек.
  • Dunlop – британская компания устанавливает в канавках между блоками протектора перемычки, выступающие на определённое расстояние над основным покрытием шин. Выравнивание их высот означает, что рабочий ресурс резинового материала закончился.
  • Kama – отечественный производитель резины изобрёл более сложный способ индикации износа. На боковой части покрышки параллельно друг другу расположены шкала с нанесёнными на неё отметками от 2 до 7 мм, а также желоб-выемка. В последнем постепенно увеличивается его глубина, начиная с одной стороны и заканчивая другой. Изнашиваясь, длина желоба сокращается. Установленные напротив него показатели на шкале показывают глубину износа.

Перечисленные меры по определению износа покрышек помогают водителю вовремя заметить окончание их рабочего ресурса, дают возможность своевременно произвести замену.

Рекомендации по продлению эксплуатации покрышек

 



Покупка новых покрышек вместо истёртых – удовольствие не из дешёвых.

Хорошая резина, а именно такая «обувь» позволит чувствовать себя в безопасности на дороге, стоит солидную сумму.

Поэтому в интересах владельцев транспортных средств продлить срок эксплуатации шин.

Это вполне возможно сделать, выполняя следующие правила.

Правильное давление в колесах

Проверка раз в 15 – 20 дней давления в покрышках не займёт много времени, зато приносит ощутимый вклад в дело продления эксплуатации шин.

Регулярное поддержание нужного уровня давления также сохранит в норме расходы на топливо.

Они могут увеличиться в том случае, если резина будет недокачанной до требуемых параметров.

Выбор правильного скоростного режима

По мере нарастания скорости увеличивается температура резиновой смеси шин, особенно в летний сезон.

Скоростной драйв, кик-даун, экстренное торможение, при котором часть компаунда остаётся на асфальте, а также вхождение на высокой скорости в повороты – эти атрибуты агрессивной манеры вождения оказывают значительное влияние на ресурс резины и, соответственно, на состояние кошелька хозяина машины. Они, увы, уменьшаются.

Исправная подвеска

Дефекты ходовой части автомобиля: амортизаторов, рычагов и др. оказывает влияние на износ шин.

В исправном состоянии этого механизма нагрузка на колесо происходит равномерно, также происходит и стирание шины.

Здесь же можно добавить, что неисправность деталей системы торможения тоже оказывает негативное влияние на покрышки.

Например, в случае подклинивания тормозного механизма происходит затормаживание одного участка резины.

Поэтому автовладелец, если он желает использовать шины на протяжении всего их рабочего ресурса, должен вовремя устранять неисправности в подвеске, тормозной системе.

Своевременная замена резины осенью и весной

Менять летнюю резину на зимнюю в период межсезонья необходимо не только по причине того, что это единственное условие безопасного передвижения по замёрзшим автомагистралям.

Это нужно делать также потому, что шины для лета не оснащены большим количеством рельефных контактных шашек, помогающим резине держать сцепление на ледяном насте, накатанной снежной трассе.

Замена колес автомобиля

В результате: пробуксовки, движение юзом машине обеспечено, что чревато быстрым износом резинового материала.

Своевременно менять зимние покрышки на летние также необходимо. Подобная процедура поможет сохранить шипы в компаунде, а также предотвратит преждевременное стирание более мягкой чем летняя зимней резины.

Покупайте хорошую резину

Не каждый автовладелец может себе позволить купить покрышки известных фирм, отличающихся качеством материала и длительным рабочим ресурсом.

Подбирая резину по средствам, он должен помнить, что экономить на покупке шин нельзя.

Хорошие шины помогут водителю в экстремальной ситуации, спасут его и автомобиль от аварии.

Поэтому выбирая «обувь» для своей «ласточки», нужно отдавать предпочтение шинам компаний, имеющим положительные отзывы у владельцев транспортных средств.

Продукция малознакомых фирм привлекает доступной ценой, но она вряд ли сможет прослужить автолюбителю долгую службу.

В результате такие покрышки быстро изнашиваются, хозяину машины приходится покупать новую резину, экономия оказывается фикцией.

Соблюдая данные правила можно продлить ресурс шин, избавить себя от ненужных трат.

Заключение

Автомобильные покрышки являются расходным материалом, срок службы которых зависит от перечисленных в статье факторов.

Регулярный контроль за давлением в шинах, соблюдение рекомендаций по их эксплуатации помогут сохранить покрышки в рабочем состоянии.