В нашей статье дадим автовладельцам рекомендации по диагностике системы зажигания, рассмотрим характерные причины выхода из строя этого узла. Также расскажем о видах диагностических работ по выявлению неисправностей системы зажигания.

 
 

 

diagnostika sistemy zazhiganiya

Содержание:

  1. Общие рекомендации при поломке
  2. Распространенные причины неисправности
    - Свечи системы зажигания
    - Пропуски зажигания
    - Катушка зажигания
  3. Диагностика модуля зажигания
  4. Электронная система управления двигателем
    - Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа
    - Выводы

Общие рекомендации при поломке

 



Как правило, большинство из поломок застаёт врасплох, является неожиданностью для хозяев автомобилей.

Поэтому мы предоставим рекомендации автолюбителям, что нужно делать при выходе из строя системы зажигания, рассмотрим алгоритм действий по устранению неполадок.

Вот примерный порядок работ:

  1. Первоначально проверяется состояние аккумуляторной батареи при помощи контрольно-измерительного прибора. Тестером, вольтметром замеряется выходное напряжение на её клеммах. Напоминаем, что рабочее значение АКБ – 12,65 В (плюс-минус 0,05 В). Напряжение меньшее 11,5 – 11,9 В показывает, что батарея разряжена больше, чем на половину, и требует зарядки. Величина меньше 9,5 В заставит задуматься автовладельца о замене аккумулятора или способе полного восстановления его заряда. При таком значении система зажигания не будет функционировать.
  2. Следующим шагом будет осмотр состояния контактных соединения катушек зажигания. Они в зависимости от конструкции машины устанавливаются на свечах индивидуально или заключены в единую модульную конструкцию. Слабый или загрязнённый контакт проводов с катушкой подскажет причину отсутствия искрообразования в данной свече, необходимого для воспламенения горючей смеси в камере сгорания в блоке цилиндров.
  3. После этого следует проверить состояние свечей системы. Наличие буро-коричневого нагара на электродах указывает о нормальной работе этих деталей. Другие цвета нагара, начиная от белого, жёлтого и заканчивая чёрным говорят о неисправностях свечи или системы в целом. Также об этом расскажет повреждение, оплавление электродов, масляные пятна на корпусе детали. Необходимо проверить зазор между центральным и боковым электродами. Он должен соответствовать указанному производителем автомобиля значению. В среднем эта величина варьируется от 0,8 до 1,1 мм.
  4. Очередной шаг проверки системы – осмотр датчиков коленчатого и распределительного валов на предмет их повреждения и отказа в работе.
  5. Состояние высоковольтных проводов также нужно проверить на целостность изоляции, наличие прочного контакта.
  6. Нередко причиной нарушения в работе системы является предохранитель катушки зажигания. Его место нахождения можно узнать по схеме, размещённой в сервисной книжке на автомобиль или на рисунке, расположенном на внутренней стороне защитной крышки предохранительного блока.

Неисправность противоугонной системы – один из факторов, препятствующих запуску силового агрегата. Её проверка также входит в список этих рекомендаций.

Распространенные причины неисправности

Мы вкратце указали возможные причины возникновения поломки компонентов системы зажигания, выявленных в ходе проверочных действий.

Перейдём к детальному рассмотрению факторов выхода из строя составляющих этого узла автомобиля.

Высоковольтные провода кажутся на вид солидными и прочными деталями. Однако именно они бывают частыми виновниками отказа в работе системы.

Перечислим возможные дефекты:

  • Повреждение изоляционного слоя образованное в результате механического воздействия на высоковольтные провода. Напряжение, протекающее по ним «коротит» на корпус, подсаживается. Силовая установка начинает работать нестабильно. Такое явление, возникновение искры, хорошо наблюдать в тёмное время суток или гараже без освещения. Данный фактор укажет о необходимости замены повреждённого провода.
    Повреждение изоляции высоковольтного провода
  • Загрязнение изоляции. Попавшее на защитный слой масло, становится причиной его разрушения. В образовавшихся трещинах скапливается грязь, пыль, которые могут спровоцировать пробой. Подобные «спутники» пробоя могут появиться на загрязнённой поверхности свечей. Чтобы предотвратить пробой, следует очистить деталь от масляных следов, прочих загрязнений.
    Загрязнение изоляции высоковольтного провода
  • В случае если на высоковольтные провода не подаётся напряжение, то следует заняться проверкой данного факта. Причиной отсутствия могут быть: предохранитель катушки, замок зажигания, а также «умершая» аккумуляторная батарея.

Напомним, что все проверочные и ремонтные действия кроме замеров напряжения, проводятся при отсоединённой минусовой клемме аккумулятора, выключенном зажигании.

Свечи системы зажигания

Свечи этого узла являются расходным материалом. Регламент замены оригинальных деталей определяется производителем автомобиля.

Срок службы альтернативной продукции регламентирует компания, изготавливающая данную продукцию.

Однако в ходе их работы могут быть факторы, которые приводят свечи зажигания в непригодное для работы состояние.

Грязная свеча зажигания

Поэтому проверка этой детали в случае проблем с запуском двигателя, его некорректной работы обязательна.

Проверяя свечу зажигания следует помнить, что исправная свеча:

  • Не имеет внешних повреждений на изоляторе, электродах.
  • Обладает незначительным коричневатым нагаром без каких-либо следов оплавления, чёрного, либо другого «цветного» нагара.
  • Имеет требуемое для её нормальной работы значение зазора между электродами.

Поможет определить причину неисправности цвет нагара на свече:

  • Чёрный бархатный цвет указывает на то, что в камеры сгорания попадает обогащённая топливная смесь.
  • Маслянисто-чёрный нагар свидетельствует о попадании масла внутреннее пространство камер.
  • Светло-серый оттенок говорит об обеднении смеси, присутствии большого количества воздуха.
  • Замшевый чёрный цвет расскажет о неправильном подборе свечи под данный силовой агрегат, она относится к «холодным» по калильности свечам.

Также нужно проверять степень затяжки свечи зажигания. Эта деталь ввинчивается в головку блока цилиндров с моментом усилия, указанным производителем детали.

Недокрученная или перекрученная свеча может стать причиной нестабильной работы силового агрегата.

Нельзя затягивать с заменой неисправных деталей. Дальнейшее движение чревато выходом из строя катушек зажигания, проводов высокого напряжения и, в некоторых случаях, повреждением деталей поршневой группы.

Пропуски зажигания

О пропусках зажигания в системе сигнализируют такие факторы как:

  1. Двигатель «троит» или «двоит».
  2. Мотор утрачивает былую мощность.
  3. В выхлопной систем слышатся «выстрелы» – хлопки.
  4. В салоне пахнет горючим.
  5. Появляется вибрация при движении.
  6. На панели приборов появляется предупреждение Check Engine.

Виновниками пропусков зажигания являются:

  • Сбой в работе электронного блока управления.
  • Дефект прерывателя-распределителя.
  • Неисправность катушек или свечей зажигания.
  • Некорректный зазор клапанов.
  • Плохое качество контактов в низковольтной цепи.
  • Повреждение форсунок.

Также причиной пропусков зажигания может быть использование топлива плохого качества.

На автомобилях, оснащённых карбюратором, причиной пропусков часто становится крышка трамблёра.

На её обеих сторонах появляются повреждения, загрязнения. Также нужно проконтролировать состояние щёток, их силу прижима к бегунку.

Катушка зажигания

Катушка зажигания формирует высоковольтный разряд на электродах свечи.

В современных машинах используется два типа:

  • Монолитный модуль, в котором расположены все катушки.
    Монолитная свеча зажигания
  • Индивидуальная для каждой свечи зажигания катушка, обладающая штекерной конструкцией.
    Индивидуальная свеча зажигания

В автомобилях прежних поколений устанавливалась одна катушка на все свечи.

Её неисправность делала невозможным запуск двигателя. Сейчас, когда каждая из свечей работает в паре с собственной катушкой, выход из строя этой детали не так сказывается. Мотор заводится, работает, но «троит».

Проверка работоспособности катушки зажигания автомобиля осуществляется при помощи:

  • Осмотра.
  • Мультиметра.
  • Осциллографа.

Наличие повреждений, нагара на катушке при осмотре говорит об её неисправности.

Мультиметр позволяет измерить сопротивление изоляционного материала на обмотках. Самый точный диагноз даёт замер системы осциллографом.

Диагностика модуля зажигания

Диагностические работы по исследованию состояния модуля выполняются в следующих случаях:

  • Нестабильная работа силовой установки в режиме холостого хода.
  • «Троение» или «двоение» мотора.
  • Провалы в работе двигателя во время разгона.

Далеко не всегда есть возможность проверить модуль на исправность с помощи осциллографа.

В таком случае можно воспользоваться следующими методами:

  1. Аккуратно пошевелить модуль, находящийся в работе. Если во время движения двигатель заработал в требуемом режиме, значит, где-то плохой контакт в конструкции.
  2. Выполнить измерение сопротивления на выводах катушек 1 и 4, а затем 2 и 3 цилиндров. Наличие одинакового сопротивления укажет на исправность модуля.
  3. Есть и третий метод диагностики – замена данного модуля на новый, заведомо исправный. Однако у этого варианта есть много недостатков, поэтому он не популярен.

Электронная система управления двигателем

Выявить дефект системы зажигания поможет компьютерная диагностика.

Подключив через диагностический разъём OBD-II автомобильный сканер, можно увидеть на его экране код ошибки.

Подключение автомобильного сканера в OBD 2

Расшифровка подскажет адрес неисправной детали. Чаще всего «слабым звеном» является один из многочисленных датчиков системы или какая-либо другая деталь.

Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа

 



С помощью мотор-тестера или автомобильного осциллографа можно точно установить причину неисправности системы зажигания в машине.

На экране этого контрольно-измерительного прибора отслеживается состояние высоковольтной осциллограммы.

Также мотор-тестером получится проконтролировать:

  1. Величину напряжения полученной во время разряда искры.
  2. Время действия искры.
  3. Пробивное напряжение.

Полученная информация выводится на экран осциллографа. Она показывает рабочие характеристики свечей зажигания, других компонентов системы.

В зависимости от марки автомобиля меняются параметры осциллограммы. Разные системы зажигания требуют своих методов проверки осциллографом.

Выводы

Неполадки в системе зажигания, к сожалению, встречаются часто.

Порой это происходит во время дальних поездок вдалеке от дома или станций технического обслуживания автомобилей.

Чтобы обезопасить себя от подобного негатива, автовладельцу необходимо периодически проводить диагностику этого узла.

Профилактический осмотр на предмет выявления повреждений деталей, некачественных контактов обезопасит от возможных проблем с запуском силового агрегата.

Водителям машин рекомендуется держать в своём арсенале простейший контрольный прибор для измерения сопротивления, напряжения. Это поможет быстро найти неисправность и устранить её.

В сложных случаях нужно обратиться к квалифицированным работникам автосервисов. Их опыт, наличие технологичного оборудования разрешит оперативно восстановить работоспособность системы зажигания.