Почему появляется черный налет на свечах зажигания? Всегда есть причина. Это может быть низкокачественный бензин, неправильно настроенное зажигание, слишком обогащенная или, наоборот, чересчур бедная топливно-воздушная смесь (ТВС).

 
 

 

chernye svechi zazhiganiya

Содержание:

  1. Вероятные причины возникновения нагара
  2. Как поступить при возникновении нагара
    - Масляные отложения
    - Нагар на изоляторе
  3. Чистка свечей зажигания от налета
    - Заключение

Вероятные причины возникновения нагара

 



Нагар мешает нормальному искрообразованию, поэтому свечи в любом случае придется выкручивать.

Извлеченные свечи следует внимательно осмотреть. Характер налета может сильно варьироваться.

Например, он может появиться только на одной или двух изделиях, а может на всем комплекте.

Нагар может быть жирным (такой называется «мокрым») или плотным и сухим, покрывать всю поверхность свечи или только ее часть.

Характер и отложения на свечах зависят от состояния работы двигателя.

Чтобы было проще произвести диагностику, учитывайте следующие факторы:

  1. Для образования налета необходим пробег в 200-300 км. Чтобы свечи находились в оптимальном состоянии требуется двигаться с одной скоростью по трассе. В этом случае будет легче выяснить причину появления отложений.
  2. Нагар представляет собой несгоревший остаток топливно-воздушной смеси. Нередко в нагаре виноват плохой бензин. Поэтому не стоит заливать бак на первой попавшейся заправке из-за более низкой цены. Лучше немного переплатить, но использовать качественное горючее.
  3. Если двигатель карбюраторный, нужно отрегулировать узел, правильно выставив холостые обороты.

Причины образования черного нагара довольно много:

  1. Прогар клапана. В этом случае чернеет только одна сторона свечи, т.к. нагар оседает на боковом электроде, оставляя центральный чистым.
  2. Установлена свеча с неправильным калильным числом. Налет в этом случае неравномерен. Если чернота располагается большим конусом, то калильное число недостаточно, если потемнела лишь верхняя часть – велико. В этом случае просто замените свечи на рекомендованный производителем автомобиля тип.
  3. Позднее зажигание. Чернота покрывает корпус равномерным слоем.
  4. ТВС слишком обогащена. Нагар получается толстый, жирный из-за несгоревшего бензина. Причина может быть в датчике массового расхода воздуха, либо нарушена герметизация форсунок и топливо идет в цилиндры несмотря на закрытые форсунки. Если стоит карбюратор, то в нем может быть неправильно отрегулирован уровень, или разгерметизирован запорный клапан. Виноват может быть также поплавок – он или задевает за стенки, или внутрь него попало топливо.
  5. Износился или потерял герметичность шариковый клапан в экономайзере. Такая причина может быть актуальна для карбюраторных моторов. В результате топлива в камеру сгорания поступает больше, чем требуется.
  6. Забился воздушный фильтр. В результате в ТВС не хватает воздуха.
  7. Заедает воздушная заслонка. Результат тот же, что и в предыдущем случае. Проверьте привод заслонки.
  8. Проблемы в системе зажигания. Здесь может быть множество причин: пробита изоляция высоковольтных проводов, износ, или повреждение бегунка, крышки трамблера, нестабильная работа катушки зажигания, повреждения самих свечей. Обычно нагар появляется только на 1-2 свечах (кроме проблем с катушкой). Недостаточное искрообразование приводит к тому, что ТВС сгорает не полностью.
  9. Неправильно выставленные зазоры клапанов. Это также приводит к неполному сгоранию бензина.
  10. Поломка топливного регулятора на инжекторном двигателе. Топливо подается в этом случае с избыточным давлением и смесь чрезмерно обогащается.
  11. Недостаточная степень компрессии в цилиндре. Чернота появляется только в проблемном цилиндре.

Позднее зажигание приводит к поступлению в камеру сгорания слишком обогащенной ТВС.

Это приводит к:

  1. Сложностям с пуском двигателя.
  2. Пропускам зажигания.
  3. Появлению ошибки P0300 на машинах с инжекторным двигателем.
  4. Двигатель работает нестабильно, особенно это свойственно холостым оборотам, на них возникает сильная вибрация, двигатель может в любую минуту заглохнуть.

Как поступить при возникновении нагара

Отложение черного налета для системы зажигания отнюдь не безобидны. Кроме копоти возникает перегрев.

Высокая температура может легко вывести свечи из строя. Починить их будет невозможно.

Если одна из снятого с двигателя комплекта свечей черная, то поставьте на ее место другую.

Если в процессе работы новая свеча на этом цилиндре станет тоже черной, а имевшая налет самоочистится, то дело не в свечах.

Проблема в цилиндре. Если же копоть так и осталась на прежней свече, а на замененной не появилась, то дело в свече.

Масляные отложения

masljnie ollochenij

Попадание в цилиндр моторного масла приводит к отложениям на свече жирного слоя копоти. На ощупь он рыхлый и мокрый.

Также происходит следующее:

  1. Двигатель заводится с трудом.
  2. Выхлопные газы приобретают синий цвет, становятся более интенсивными.
  3. При работе двигателя появляется повышенная вибрация.
  4. Проблемный цилиндр работает с пропусками.

Поступление масла в камеру сгорания возможно двумя путями, через:

  1. Поршневые кольца.
  2. Маслосъемные колпачки.

Изношенные поршневые кольца – вещь неприятная. Иногда достаточно раскоксовки двигателя, но обычно требуется его капремонт, что дорого и хлопотно.

С маслосъемными колпачками проще, их нужно просто сменить на новый, неизношенный комплект.

Нагар на изоляторе

nagar na sveche zachiganij

Нагар не всегда свидетельствует о неисправностях.

Иногда при работе двигателя на высоких оборотах, осевший на поверхности поршня нагар, может оторваться и налипнуть на изоляторе свечи.

Как результат двигатель начнет «троить». Подобное событие, хоть и вызывает досаду, но радует тем, что ничем не грозит.

Достаточно очистить или заменить свечу и ездить дальше.

Иногда у черного налета появляется красноватый оттенок.

Это свидетельствует о работе двигателя на бензине со слишком большим количеством присадок, содержащих металлы.

Стоит поменять поставщика топлива, иначе образовавшийся налет приведет к тому, что свечу придется выбрасывать.

Но сначала двигатель станет работать нестабильно. Происходит это из-за того, что благодаря металлам, нагар начинает проводить ток, поэтому ток вместо образования искры, пойдет по нагару, как по проводнику.

Чистка свечей зажигания от налета

cistka svechei zachiganij

Рекомендуется проверять состояние свечей каждые 8-10 тыс. км, даже если двигатель работает стабильно.

Имеющийся нагар нужно удалить. Если пора менять моторное масло, то сразу же проверьте и свечи.

Не используйте наждачку. Такой способ рекомендовался в старых автомобильных журналах, по старой памяти им порой пользуются старые автомобилисты.

Сейчас свечи имеют защитный слой, который можно повредить. Особенно опасно чистить иридиевые свечи. Электрод на них очень тонкий, его легко вывести из строя наждачной бумагой.

 



Чтобы почистить свечи, возьмите:

  • Немного чистой ветоши.
  • Жесткая, но тонкая кисточка, можно заменить ее зубной щеткой.
  • Пластиковый стаканчик, лучше одноразовый, чтобы по окончании работ выкинуть.
  • Средство для удаления ржавчины и налета.

Чистка свечей происходит так:

  1. В пластиковый стаканчик примерно до половины наливается моющее средство.
  2. В емкость погружают свечи так, чтобы средство их полностью покрыло, если уровня не хватило, аккуратно подлейте жидкость.
  3. Свечи нужно оставить в средстве на 30-40 минут для завершения реакции с нагаром.
  4. Достать детали из стаканчика и тщательно, но аккуратно очистить всю поверхность свечей от налета. Особое внимание нужно обратить на электроды.
  5. Промыть детали в проточной воде. Она не должна быть горячей или холодной. Лучше всего – теплая вода. Тщательно смойте грязь и химикаты с корпусов деталей. Можно помочь работе с помощью кисти.
  6. Чистой и сухой ветошью промокните свечи и вытрите их насухо.
  7. Теперь нужно просушить изделия, которые мы отмыли от грязи и нагара. Для этого можно использовать фен или тепловентилятор.
  8. Потратьте на просушку минут 20, чтобы вода была полностью удалена.

Работать нужно тщательно, полностью отмывая и отчищая загрязнения, не оставляя необработанные участки.

После мытья и чистки свечи начинают работать на 10-15% лучше, чем имеющие даже небольшой налет.

Особенно важно привести свечи в порядок перед планируемой дальней поездкой.

Конечно, не помешает купить в дорогу запасной комплект свечей зажигания, но бывает и такое, что его забыли при сборах.

Заключение

Черный налет на свече зажигания появляется по целому ряду причин, причем, как правило, действуют они комплексно, что затрудняет диагностику причины.

Проблема еще в том, что целый ряд факторов имеют одинаковые симптомы, например, когда идет речь об излишнем обогащении топливно-воздушной смеси.

Одни из самых распространенных причин черных свечей – это использование свечей с не рекомендованным калильным числом, неправильная регулировка зажигания, длительная работа мотора с высокими оборотами, подтекание масла в камеру сгорания через изношенные маслосъемные колпачки или поршневые кольца.

Поэтому при появлении признаков нестабильной работы двигателя, а также каждые 8-10 тыс. км выкручивайте и проверяйте состояние свечей.

Кроме внешнего состояния, требуется, чтобы зазор между электродами был правильно выставлен.

Замена свечей на новые зависит от материала электродов.

Регламентный пробег для разных типов составляет:

  • никелевые – 45 тыс. км;
  • платиновые – 80 тыс. км;
  • иридиевые – 120 тыс. км.

Реально срок нужно уменьшить в 1,5-2 раза. Даже если изделия продолжают работать, их все равно нужно заменить по достижению указанного пробега.

Уход за свечами и их своевременная замена способствует длительной безаварийной работе двигателя.

Двигатель не теряет мощности, работает ровно, без вибрации, рывков, что обеспечивает комфорт вождения.