Межсезонье – непростой период для водителей. Впереди столько проблем и забот: заправка антифриза, смена топлива и расходников, а также замена летних шин на зимние. Как не ошибиться с выбором шин, и какими при этом критериями необходимо руководствоваться, а также как выбрать шины для автомобиля на зиму, расскажет данная статья.

kak vybrat zimnie shiny dlja avtomobilja

Содержание:

  1. Типы и размеры зимних шин
  2. Сезон и условия эксплуатации
  3. Скандинавские и европейские шины: отличия
  4. Шипованная резина применительно к стандартным дорожным ситуациям

Типы и размеры зимних шин

Первое, на что необходимо обратить внимание при выборе шин – маркировка, в которой отображена вся характеристика: от ширины профиля до максимальной допустимой скорости движения на колесах с такими шинами. При этом порядок маркировки зимних шин следующий:

Маркировка на боковой стороне шины (например, 205/55R16 91H (XL))

Обозначение маркировки:

  1. 205 – ширина профиля шины в миллиметрах.
  2. 55 – высота профиля шины (указана в процентах).
  3. Буква (в данном случае R) – указывает на тип строения шины.
  4. 16 – диаметр посадки шины на диск.
  5. 91 – индекс максимальной нагрузки на одну шину.
  6. H – максимально допустимая скорость движения при использовании данной шины.
  7. XL – показатель прочности каркаса.
    markirovka shin

Нормальная эксплуатация зимних шин возможна только лишь при учете всех показателей, описанных выше и подобранных в соответствии с планируемыми условиями эксплуатации.

Сезон и условия эксплуатации зимних шин

В зависимости от планируемых условий эксплуатации, шины выбираются:

  1. Для езды преимущественно в городских условиях.
  2. Для эксплуатации в условиях бездорожья.
  3. «Дальнобойные» шины – для длительных поездок с одинаковой скоростью на дальние расстояния.
  4. Для спортивной езды.
  5. Для использования в других условиях и для других целей.

В зависимости от сезона эксплуатации, шины подразделяются на:

  1. Летние.
  2. Зимние.
  3. «Всесезонные».

В свою очередь зимние шины подразделяются на две большие подгруппы: так называемые «скандинавские» и «европейские». Разделение это связано с большими различиями в условиях эксплуатации, и, соответственно, в дорожных покрытиях. «Скандинавские» зимние шины предназначены в большей части для погодных условий, характеризующихся устойчивой низкой температурой. В то же время «европейские» больше предназначены для неустойчивой погоды.

Отдельного внимания заслуживают так называемые всесезонные шины, предназначенные для эксплуатации при постоянной температуре +5 градусов Цельсия, поэтому эксплуатация их в средней полосе России не рекомендуется, так как высока вероятность ДТП.

Скандинавские и европейские шины: отличия

Главное отличие европейских шин от скандинавских в мягкости резины и глубине нарезки протектора. Скандинавские шины изготавливаются из более мягкой резины, вследствие чего больше приспособлены для езды по снегу, чем европейские, изготовленные из резины более твердой. Также, рисунок протектора скандинавских шин, как правило, состоит из неплотной сети различных геометрических фигур (ромбов, треугольников и так далее), что позволяет скандинавской шине проламывать слой наста или замерзшего снега.

Второе отличие скандинавских шин, обусловленное мягкой резиной – индекс скорости. Как правило, скандинавским шинам присваивают меньший индекс скорости (на скандинавских шинах езда эффективна до 190 километров в час).

Третье отличие – особенности торможения. Скандинавские шины лучше тормозят на снегу, в то же время европейские показывают меньший тормозной путь на асфальтированных покрытиях.

Следующее отличие заключается в износоустойчивости. Скандинавская резина будет быстрее стираться, так как чем резина мягче, тем быстрее стирается протектор. С другой стороны, при рациональном выборе типа резины применительно к преобладающему дорожному покрытию, европейская резина будет иметь срок службы практически такой же, как и у скандинавской.

Пятое отличие заключается в сфере применения обоих типов шин. Скандинавские больше предрасположены к поездкам по обледенелому дорожному покрытию, европейские в свою очередь – по сухому асфальту в условиях низких температур.

Если же водитель так и не может решиться с выбором, приведенные ниже критерии помогут со 100%-ной уверенностью убедиться в правильности выбора «скандинавок» либо европейских шин:

  1. Европейская шина: малый уровень осадков зимой, средняя температура воздуха зимой колеблется в пределах от -5 до +20, редкие поездки по трассе.
  2. Скандинавская шина: большое количество снега и частая гололедица, температура практически все время находится ниже -7-10 градусов, частые поездки по трассе, либо по другим усовершенствованным дорожным покрытиям.

Стиль вождения

Перед тем как выбрать зимнюю резину, водителю необходимо определиться со стилем вождения: будет он агрессивным или более спокойным, будет преобладающей езда по городу, по трассе либо по бездорожью; каким будет дорожное покрытие: мокрый асфальт, обледенелая дорога, гравий, песок или снег – все это важные критерии выбора типа зимних шин для своего автомобиля.

Соответствие характеристик шин потребностям водителя

Немаловажный и даже самый важный фактор, на который обращают внимание опытные водители при выборе зимних шин – технология изготовления. Как выбрать зимние шины для автомобиля, не запутавшись в таком разнообразии?

1. Шины с широким профилем. Такой тип шин обеспечит хорошую износоустойчивость и приемлемое сцепление с дорожным покрытием.

shina s shirokim profilem

2. Шины с широкими прорезями каналов. Результат такого выбора – хорошее сцепление при езде в период оттепелей.

3. Шипованная резина. Результат очевиден и всем известен – отличное сцепление на льду.

Следует помнить о том, что во многих странах Европы шипованная резина запрещена к использованию на дорогах общего пользования на законодательном уровне. Будьте осторожны при путешествиях! Проверяйте посещаемую страну в случае поездки на шипованной резине!

4. Трехмерные ламели. Результат – отличная управляемость автомобилем на любом дорожном покрытии.

trehmernye lameli

5. Блоки на боковинах шин помогут преодолеть дорогу, по колено усыпанную рыхлым снегом.

6. Протектор с направленным рисунком позволит передвигаться без потери скорости по льду и насту.

7. Направленный профиль обеспечит мягкость передвижения и пластичность в управлении.

8. Острый угол плечевой зоны позволит водителю не попасть в занос.

9. Короткий тормозной путь на заснеженной дороге обеспечат шины с высокой плотностью ламелей.

Визуальный осмотр остаточной глубины протектора

Немаловажный вопрос – своевременность замены зимних шин на новые. Остаточная глубина протектора подскажет тот самый момент. Как определить, какая глубина протектора является критической и уже не обеспечивает необходимый уровень безопасности на дороге? Все просто. Определить критический уровень можно по индикатору износа, который располагается в канале протекторного рисунка. Расположен он, как правило, на глубине 4 мм в зимних шинах и 1,6 мм в летних.

На многих шинах для облегчения поиска индикатора износа наносится метка TWI

metka twi

Даже при нормальной остаточной глубине протектора, визуальный осмотр может помочь выявить недостатки, способные привести водителя к дорожно-транспортному происшествию, а именно: глубокие порезы, вздутия отдельных частей шин, трещины, изменения геометрии и другие недостатки. В свою очередь, из года в год, выбирая различные марки шин, регулярно проводя их визуальные осмотры, можно понять, как правильно выбрать зимние шины для автомобиля.

Шипованная резина применительно к стандартным дорожным ситуациям

Весьма распространено заблуждение о том, что шипованная резина в любых дорожных ситуациях лучше нешипованной, что в корне неверно, так как нешипованная резина обладает большим количеством ламелей, создающих вакуум между шиной и скользкой дорогой. Ниже рассматриваются стандартные дорожные ситуации и поведение шипованной резины применительно к ним.

 razlichnye dorozhnye situacii

Сухой гололед

Сухая пасмурная погода, характеризующаяся низкой температурой прекрасный пример демонстрации преимуществ нешипованной резины перед шипованной за счет наличия у первой вакуумных присосок (сцепление ламелей до 20 процентов лучше, чем у шипов).

Влажный гололед

В данной ситуации присоски опять справляются лучше шипов. На поверхности подтаявшего льда образуется слой воды, под которой скрывается ледяная крошка. Шипованная резина впивается в крошево, когда нешипованная прекрасно справляется с водой за счет водоотводов и присасывается присосками ко льду под ней.

Свежевыпавший рыхлый снег на поверхности льда

Одна из самых неприятных дорожных ситуаций. В данном случае оба типа резины прекрасно справляются со своими задачами. Конкретных аргументов в пользу какого-либо типа резины не имеется.

Асфальтированное покрытие

«Липучка» на асфальте вне конкуренции. В то самое время, когда водитель с шипами катается подобно корове на льду, присоски помогают и тормозить, и набирать скорость, и не попасть в кювет. Единственный минус «липучки» в такой ситуации – повышенный износ.

Рыхлый либо свежевыпавший снег

Один из немногих случаев. Когда шипы имеют доказанное преимущество перед нешипованной резиной с физической точки зрения. На таком покрытии «липучка» быстро забивается снегом и становится абсолютно неэффективной. В то же время, шипам есть куда вонзить свои «когти» и обеспечить тем самым комфортную поездку.

Утрамбованный снег

В то время как «липучка» уже после нескольких сотен метров забита снегом, шипы надежно вгрызаются в снег. Выбор однозначен – шипы!

Длительная эксплуатация

Несколько лет эксплуатации превращают шипованную резину в нешипованную, только с количеством ламелей в два раза меньшим. Исключение составляют разве что жители далеких деревень, выезжающие на асфальт 1-2 раза в год.

Вывод прост – не всегда стоит прислушиваться к «народному мнению», а чаще думать своими мозгами. Несомненно, при жизни в маленьком поселке, при наличии никудышной коммунальной службы, лучше выбрать шипы. Если же жизнь бьет ключом и частые поездки по трассе на дальние расстояния не редкость, когда дорожная ситуация может поменяться 2-3 раза в сутки, выбор нешипованных «липучек» - выбор водителя-профессионала.