Аккумулятор в паре с генератором представляет собой мини-электростанцию, которая есть в любом автомобиле, мотоцикле или другом транспортном средстве.
С технической точки зрения он является мощной батареей, способной как отдавать, так и накапливать энергию. Без аккумулятора невозможна не только работа автоэлектрики — фар, магнитолы, стеклоподъемников и т. п. — но и сам запуск двигателя. От его технического состояния напрямую зависит работа системы зажигания, а значит, работоспособность автомобиля в целом.
В этой статье мы расскажем, как выбрать аккумулятор для автомобиля, когда следует обеспокоиться о замене, расскажем о разновидностях аккумуляторов и других «подводных камнях».
Содержание:
- Когда приходит время замены
- Важные характеристики: на что обратить внимание
- Классификация батарей
- Чтение маркировки
- На что отдельно нужно обратить внимание
Когда приходит время замены
Существует три основных признака, указывающих на то, что «энергетическое сердце» машины нуждается в замене:
- Аккумулятор имеет повреждения корпуса — трещины или пробои, либо очевидные следы протечки электролита.
- Аккумулятор не держит заряд, быстро разряжается.
- Аккумулятор невозможно зарядить вообще.
Остановимся подробнее на второй и третьей причинах. Аккумуляторная батарея должна держать постоянный заряд длительное время, исчисляющееся месяцами. Допустимо лишь незначительное снижение мощности, не более 5-10% за пару месяцев без использования.
Поэтому если вы, покидая вечером машину с полностью заряженным аккумулятором, утром обнаруживаете на приборной панели тревожный сигнал «Низкий заряд батареи», ее необходимо срочно менять.
Потеря способности накапливать заряд происходит с любым аккумулятором, если автомобиль используется преимущественно для коротких поездок, особенно в холодное время года.
При этом он успевает отдавать заряд на запуск двигателя и на освещение (зимние дни коротки), но не успевает зарядиться. Такой режим эксплуатации приводит к тому, что батарея, находящаяся в состоянии перманентного недозаряда, теряет способность заряжаться вообще.
При наличии любой из этих причин аккумулятор необходимо заменить.
Важные характеристики: на что обратить внимание
У каждой батареи есть ряд основных параметров, которые нужно учитывать при выборе:
- емкость
- типоразмер и расположение клемм
- стартовый ток
- ценовой класс
Емкость аккумулятора
Самый существенный из всех параметров — емкость аккумулятора. Она указывает на количество энергии, которое может накопить батарея. Измеряется емкость в ампер-часах.
На корпусе батареи емкость указывается маркировкой типа 6СТ-55, 6СТ-60, и т. п. Цифры означают максимальный заряд, который может сохранять полностью заряженный аккумулятор. Для большинства легковых машин используются батареи емкостью 55-65 А/ч.
Идеальной температурой для работы батарей считается +27 градусов Цельсия. Хороший новый аккумулятор с емкостью 55-60 А/ч может отдавать заряд в 25 А при данной температуре в течении примерно полутора — двух часов.
Обратите внимание: ставить на машину аккумулятор большей мощности, чем положен ей по замыслу конструкторов, бессмысленно.
Типоразмеры и расположение клемм на корпусе
Для всех отечественных, европейских и американских машин, а также для корейских и китайских, применяется единый стандарт внешних габаритов батареи, поэтому купить не тот аккум достаточно сложно, если, конечно, вы выбираете его в соответствии с классом машины. Но в японском автомобилестроении принят другой стандарт: их аккумуляторы уже и выше.
С клеммами несколько сложнее. Их размер тоже стандартизирован, но расположение плюса и минуса у батарей разных производителей может отличаться.
При установке в отсек аккума с другим расположением клемм для подключения может не хватить провода. Кроме того, если перепутать плюс с минусом и подключить провода неправильно, можно вывести из строя бортовую электрику и сам аккум заодно.
Стартовый ток
Стартовый ток — это количество энергии, которое может поступить от полностью заряженной батареи к стартеру для запуска двигателя. Это показатель разовой, импульсной отдачи при старте.
Обычно стартовый ток коррелирует с емкостью, но если машина эксплуатируется в очень холодном климате и/или двигатель сильно изношен, следует выбирать аккумулятор с большим стартовым током.
Есть правило: чем холоднее окружающий воздух, тем быстрее разряжается аккум. При температуре -18 градусов Цельсия стандартная батарея теряет 60% мощности. Оставшихся 40% едва ли хватит, чтобы завести двигатель и куда-то доехать, поэтому для таких условий нужно выбирать батарею с повышенным стартовым током.
Ценовая политика
Цена напрямую зависит от качества устройства, которое, в свою очередь, базируется на примененных в нем технологиях. Оптимальным соотношением «Цена-качество» отличаются батареи класса «Стандарт», но более дорогие устройства могут иметь увеличенный срок службы, увеличенные показатели стартового тока (от 30 до 120 А), а кроме того, на них иногда дается больший срок гарантии.
Классификация батарей
Автомобильные аккумуляторы классифицируются в первую очередь по способу изготовления. Точнее, по примененным материалам, обеспечивающим электролитическую реакцию, которая и обеспечивает основные свойства аккумуляторов — накопление и отдачу электроэнергии.
Основным материалом для стартерных АКБ служат решетки из свинца, погруженные в электролит — водный раствор серной кислоты.
Существует несколько разновидностей АКБ, каждая из которых обладает как своими плюсами, так и минусами:
- сурьмянистые
- малосурьмянистые
- кальциевые
- гибридные
- AGM и гелиевые батареи
- щелочные
- литий-ионные
Чтобы понять, какой выбрать аккумулятор для автомобиля, нужно знать их особенности, плюсы и минусы.
Сурьмянистые
В этом типе АКБ используется сплав свинца и сурьмы, при этом сурьмы больше 5%. Ее добавляют в чистый свинец для увеличения механической прочности.
Но сурьма вызывает бурную электролитическую реакцию, при которой электролит в батарее практически кипит. В результате кипения испаряется входящая в состав смеси вода, распадаясь на водород и кислород, и уровень электролита понижается.
При этом возможно оголение электродов. По этой причине сурьмянистые АКБ нуждаются в периодическом доливе в банки дистиллированной воды.
Из-за необходимости часто доливать воду от использования сурьмянистых батарей в настоящее время отказались.
Но нужно отметить, что у них есть и плюс: это самый неприхотливый тип аккумуляторов, способный работать в любых условиях.
Малосурьмянистые
К этому типу относятся многие АКБ ценовой категории «Бюджет» и «Стандарт».
Они отличаются от сурьмянистых только существенно пониженным содержанием сурьмы, что в активе дает значительно меньший расход электролита.
Производители часто заявляют, что в такие АКБ совсем не надо подливать воду, однако это не совсем так: ее нужно подливать, просто значительно реже.
Малосурьмянистые выгодно отличаются от сурьмянистых пониженным саморазрядом при хранении. Кроме того, к их плюсам можно отнести способность переносить без вреда для себя большие перепады напряжения, поэтому такие батареи можно рекомендовать для продукции отечественного автопрома.
Кальциевые
В АКБ такого типа вместо сурьмы используется кальций. Также в небольших количествах может присутствовать серебро. Кальциевые аккумуляторы маркируются как Ca/Ca.
Основные плюсы представителей этого вида: саморазряд у них на 70% меньше, чем у сурьмянистых, а кроме того, интенсивность электролиза настолько невелика, что в некоторые модели действительно не нужно подливать воду никогда.
При этом емкость и КПД у таких батарей значительно выше, чем у сурьмянистых. Еще одним положительным качеством является их способность выдерживать перезаряд до 16 В.
Однако у кальциевых АКБ есть и минусы. Во-первых, они быстро выходят из строя при неоднократном полном разряде. Достаточно полностью разрядить кальциевый аккумулятор 3-4 раза, чтобы он потерял способность заряжаться до максимума. В дальнейшем емкость упадет практически до нуля.
Во-вторых, эти батареи очень чувствительны к перепадам по напряжению. Резкие скачки вольтажа, если неисправен, к примеру, регулятор напряжения, быстро выводят их из строя.
В-третьих, они значительно дороже малосурьмянистых.
Кальциевая АКБ — стандарт для многих иномарок среднего класса, с качественной, надежной бортовой электрикой.
Гибридные
Это усредненный вариант между кальциевыеми и малосурьмянистыми АКБ, со средними же характеристиками. Гибриды отличаются тем, что их «начинка» произведена разными способами.
Положительные электроды содержат сурьму, а отрицательные — кальций.
Их маркировка — Ca+ либо Ca/Sb.
Основные плюсы гибридных АКБ — устойчивость к глубокому разряду и перепадам напряжения. Минус, по сути, один — в них необходимо доливать воду, хотя и значительно реже, чем в малосурьмянистые.
AGM и гелевые
Эти аккумуляторы — продукт более высокой технологии. В них используется электролит в связанном состоянии. Это было сделано с целью избавления от протечек электролита, в составе которого есть вещество с повышенной едкостью, опасное для жизни и здоровья человека — серная кислота.
Технология AGM отличается от гелевой способом связывания электролита. AGM – это Absorbent Glass Mat, «абсорбирующий стекломатериал». В аккумуляторах такой конструкции электролитом пропитаны особые пластины из стекловолокна, помещенные между электродами.
В гелевых же аккумуляторах электролит из жидкого переведен в гелеобразное состояние с помощью присадки на основе кремния (силикона).
В обиходе и те, и другие часто называются гелевыми.
Их плюсы:
- устойчивость к вибрациям и наклонному положению;
- низкий саморазряд;
- высокий стартовый ток;
- способность восстанавливаться после полного разряда;
- способность выдерживать большое количество циклов зарядки и разрядки.
Но тем не менее у них есть и минусы. Во-первых, они очень чувствительны к процессу зарядки — для них необходимо использовать специальные зарядные устройства, дающие меньший, чем для других АКБ, зарядный ток. Во-вторых, эти аккумуляторы очень чувствительны к перепадам по напряжению и току. Но основной их минус в том, что они не любят морозов: электрическая проводимость геля очень сильно снижается при температуре ниже нуля.
Щелочные
В этих аккумах в качестве электролита используется не серная кислота, а щелочь — едкий калий. Существует довольно много их разновидностей, но для применения в автомобилях подходят только никель-кадмиевые и никель-железные.
В первом типе положительные электроды покрыты оксидом или гидрооксидом никеля, а отрицательные — сплавом железа с кадмием. Во втором типе, соответственно, для отрицательных решеток используется чистое железо.
У этих АКБ довольно много плюсов, и главный из них — полное отсутствие расхода электролита. Кроме того, щелочные аккумуляторы:
- хорошо выдерживают перезаряд;
- обладают очень низким саморазрядом при длительном хранении;
- хорошо работают в минусовой температуре;
- имеют большую емкость.
Но есть у них и минусы. Щелочные батареи при одинаковом количестве и объеме банок с кислотными выдают более низкое напряжение, поэтому для достижения нужного вольтажа приходится увеличивать количество банок. Кроме того, они дороги.
В настоящее время в автопроме щелочные АКБ применяются только на некоторых грузовиках.
Литий-ионные
В этих батареях для изготовления положительных электродов используется литий-ферро-фосфатный сплав, для отрицательных — графит. Это перспективная технология, имеющая ряд преимуществ над обычными кислотными, но также и ряд недостатков, из-за которых в качестве автомобильных литий-ионные АКБ пока не используются.
Их преимущества:
- большая удельная электроемкость
- вдвое большее, чем у кислотных, напряжение отдельной банки, за счет чего уменьшаются габариты аккума
- малый саморазряд
Их недостатки:
- плохая переносимость отрицательных температур
- малое число цикло зарядки/разрядки (не более 500)
- эффект старения — емкость падает с течением времени
- плохая переносимость глубокого разряда
- малая мощность
Чтение маркировки
Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля, не запутавшись в нанесенной на его корпус маркировке? Здесь все просто. Принятая на постсоветском пространстве система маркирования АКБ представляет собой буквенно-цифровой индекс, в котором зашифрованы его основные характеристики. Например: 6СТ-60А1.
Здесь первая цифра указывает на число банок в АКБ, соединенных последовательно, в данном случае их 6. Буквы — это указание на функцию батареи, конкретно СТ означают «стартерная». Последующее двузначное число — емкость в ампер-часах. И последняя буква либо буква с цифрой — дополнительная информация.
Здесь А1 означает общую крышку. «Э» значило бы эбонитовый корпус, «Т» - моно-корпус из термопластичного пластика, «М» - внутренний разделитель из поливинилхлорида, «П» - полиэтилена. Буква «З», однако, означает залитую и полностью заряженную батарею.
Кроме нее на этикетке или корпусе аккумулятора будет указан логотип изготовителя, номинальная емкость (отдельно крупным шрифтом), стартовый ток при -18 градусах Цельсия, дата изготовления в формате ММ/ГГ, чистая масса, полярность клемм, уровень электролита, а также предупреждение об опасном содержимом.
На что отдельно нужно обратить внимание
Подводя итоги статьи, конкретизируем, на что в первую очередь нужно обращать внимание при покупке АКБ. Кроме стандартных параметров — емкости, стартового тока и габаритов, которые должны быть не ниже, чем у заменяемой, нужно учесть, что у новой батареи должен быть тот же способ крепления в отсеке, что и у старой. Особенно если вы берете батарею другой марки.
Новый аккумулятор выбирать лучше с тем же расположением плюсовой и минусовой клеммы, что у старого.
При покупке попросите проверить плотность и уровень электролита, напряжение разомкнутой цепи и на разряд. Минимальная плотность электролита — 1,25 г/см3, минимально допустимое напряжение разомкнутой цепи — 12,5 В (для аккумулятора легковой машины).
Также проверьте заполнение гарантийного талона. Незаполненный талон не дает никакой гарантии.