Аккумулятор в паре с генератором представляет собой мини-электростанцию, которая есть в любом автомобиле, мотоцикле или другом транспортном средстве.

С технической точки зрения он является мощной батареей, способной как отдавать, так и накапливать энергию. Без аккумулятора невозможна не только работа автоэлектрики — фар, магнитолы, стеклоподъемников и т. п. — но и сам запуск двигателя. От его технического состояния напрямую зависит работа системы зажигания, а значит, работоспособность автомобиля в целом. 

В этой статье мы расскажем, как выбрать аккумулятор для автомобиля, когда следует обеспокоиться о замене, расскажем о разновидностях аккумуляторов и других «подводных камнях».

 

 

Как выбрать автомобильный аккумулятор рекомедации- советы

Содержание:

  1. Когда приходит время замены
  2. Важные характеристики: на что обратить внимание
  3. Классификация батарей
  4. Чтение маркировки
  5. На что отдельно нужно обратить внимание

Когда приходит время замены

Существует три основных признака, указывающих на то, что «энергетическое сердце» машины нуждается в замене:

  1. Аккумулятор имеет повреждения корпуса — трещины или пробои, либо очевидные следы протечки электролита.
  2. Аккумулятор не держит заряд, быстро разряжается.
  3. Аккумулятор невозможно зарядить вообще.

Остановимся подробнее на второй и третьей причинах. Аккумуляторная батарея должна держать постоянный заряд длительное время, исчисляющееся месяцами. Допустимо лишь незначительное снижение мощности, не более 5-10% за пару месяцев без использования.

Поэтому если вы, покидая вечером машину с полностью заряженным аккумулятором, утром обнаруживаете на приборной панели тревожный сигнал «Низкий заряд батареи», ее необходимо срочно менять.

Потеря способности накапливать заряд происходит с любым аккумулятором, если автомобиль используется преимущественно для коротких поездок, особенно в холодное время года.

При этом он успевает отдавать заряд на запуск двигателя и на освещение (зимние дни коротки), но не успевает зарядиться. Такой режим эксплуатации приводит к тому, что батарея, находящаяся в состоянии перманентного недозаряда, теряет способность заряжаться вообще.

При наличии любой из этих причин аккумулятор необходимо заменить.

Важные характеристики: на что обратить внимание

У каждой батареи есть ряд основных параметров, которые нужно учитывать при выборе:

  • емкость
  • типоразмер и расположение клемм
  • стартовый ток
  • ценовой класс

Емкость аккумулятора

Самый существенный из всех параметров — емкость аккумулятора. Она указывает на количество энергии, которое может накопить батарея. Измеряется емкость в ампер-часах.

На корпусе батареи емкость указывается маркировкой типа 6СТ-55, 6СТ-60, и т. п. Цифры означают максимальный заряд, который может сохранять полностью заряженный аккумулятор. Для большинства легковых машин используются батареи емкостью 55-65 А/ч.

Идеальной температурой для работы батарей считается +27 градусов Цельсия. Хороший новый аккумулятор с емкостью 55-60 А/ч может отдавать заряд в 25 А при данной температуре в течении примерно полутора — двух часов.

Обратите внимание: ставить на машину аккумулятор большей мощности, чем положен ей по замыслу конструкторов, бессмысленно.

Типоразмеры и расположение клемм на корпусе

Для всех отечественных, европейских и американских машин, а также для корейских и китайских, применяется единый стандарт внешних габаритов батареи, поэтому купить не тот аккум достаточно сложно, если, конечно, вы выбираете его в соответствии с классом машины. Но в японском автомобилестроении принят другой стандарт: их аккумуляторы уже и выше.

С клеммами несколько сложнее. Их размер тоже стандартизирован, но расположение плюса и минуса у батарей разных производителей может отличаться.

При установке в отсек аккума с другим расположением клемм для подключения может не хватить провода. Кроме того, если перепутать плюс с минусом и подключить провода неправильно, можно вывести из строя бортовую электрику и сам аккум заодно.

Типоразмеры клемм аккумулятора

Стартовый ток

Стартовый ток — это количество энергии, которое может поступить от полностью заряженной батареи к стартеру для запуска двигателя. Это показатель разовой, импульсной отдачи при старте.

Обычно стартовый ток коррелирует с емкостью, но если машина эксплуатируется в очень холодном климате и/или двигатель сильно изношен, следует выбирать аккумулятор с большим стартовым током.

Стартовый ток аккумулятора

Есть правило: чем холоднее окружающий воздух, тем быстрее разряжается аккум. При температуре -18 градусов Цельсия стандартная батарея теряет 60% мощности. Оставшихся 40% едва ли хватит, чтобы завести двигатель и куда-то доехать, поэтому для таких условий нужно выбирать батарею с повышенным стартовым током.

Ценовая политика 

Цена напрямую зависит от качества устройства, которое, в свою очередь, базируется на примененных в нем технологиях. Оптимальным соотношением «Цена-качество» отличаются батареи класса «Стандарт», но более дорогие устройства могут иметь увеличенный срок службы, увеличенные показатели стартового тока (от 30 до 120 А), а кроме того, на них иногда дается больший срок гарантии.

Классификация батарей

Автомобильные аккумуляторы классифицируются в первую очередь по способу изготовления. Точнее, по примененным материалам, обеспечивающим электролитическую реакцию, которая и обеспечивает основные свойства аккумуляторов — накопление и отдачу электроэнергии.

Основным материалом для стартерных АКБ служат решетки из свинца, погруженные в электролит — водный раствор серной кислоты.

Существует несколько разновидностей АКБ, каждая из которых обладает как своими плюсами, так и минусами:

  • сурьмянистые
  • малосурьмянистые
  • кальциевые
  • гибридные
  • AGM и гелиевые батареи
  • щелочные
  • литий-ионные

Чтобы понять, какой выбрать аккумулятор для автомобиля, нужно знать их особенности, плюсы и минусы.

Сурьмянистые

В этом типе АКБ используется сплав свинца и сурьмы, при этом сурьмы больше 5%. Ее добавляют в чистый свинец для увеличения механической прочности.

Но сурьма вызывает бурную электролитическую реакцию, при которой электролит в батарее практически кипит. В результате кипения испаряется входящая в состав смеси вода, распадаясь на водород и кислород, и уровень электролита понижается.

При этом возможно оголение электродов. По этой причине сурьмянистые АКБ нуждаются в периодическом доливе в банки дистиллированной воды.

Из-за необходимости часто доливать воду от использования сурьмянистых батарей в настоящее время отказались.

Но нужно отметить, что у них есть и плюс: это самый неприхотливый тип аккумуляторов, способный работать в любых условиях.

Малосурьмянистые

К этому типу относятся многие АКБ ценовой категории «Бюджет» и «Стандарт».

Они отличаются от сурьмянистых только существенно пониженным содержанием сурьмы, что в активе дает значительно меньший расход электролита.

Производители часто заявляют, что в такие АКБ совсем не надо подливать воду, однако это не совсем так: ее нужно подливать, просто значительно реже.

Малосурьмянистые выгодно отличаются от сурьмянистых пониженным саморазрядом при хранении. Кроме того, к их плюсам можно отнести способность переносить без вреда для себя большие перепады напряжения, поэтому такие батареи можно рекомендовать для продукции отечественного автопрома.

Кальциевые

В АКБ такого типа вместо сурьмы используется кальций. Также в небольших количествах может присутствовать серебро. Кальциевые аккумуляторы маркируются как Ca/Ca.

Основные плюсы представителей этого вида: саморазряд у них на 70% меньше, чем у сурьмянистых, а кроме того, интенсивность электролиза настолько невелика, что в некоторые модели действительно не нужно подливать воду никогда.

При этом емкость и КПД у таких батарей значительно выше, чем у сурьмянистых. Еще одним положительным качеством является их способность выдерживать перезаряд до 16 В.

Однако у кальциевых АКБ есть и минусы. Во-первых, они быстро выходят из строя при неоднократном полном разряде. Достаточно полностью разрядить кальциевый аккумулятор 3-4 раза, чтобы он потерял способность заряжаться до максимума. В дальнейшем емкость упадет практически до нуля.

Во-вторых, эти батареи очень чувствительны к перепадам по напряжению. Резкие скачки вольтажа, если неисправен, к примеру, регулятор напряжения, быстро выводят их из строя.

В-третьих, они значительно дороже малосурьмянистых.

Кальциевая АКБ — стандарт для многих иномарок среднего класса, с качественной, надежной бортовой электрикой.

Кальциевый аккумулятор

Гибридные

Это усредненный вариант между кальциевыеми и малосурьмянистыми АКБ, со средними же характеристиками. Гибриды отличаются тем, что их «начинка» произведена разными способами.

Положительные электроды содержат сурьму, а отрицательные — кальций.

Их маркировка — Ca+ либо Ca/Sb.

Основные плюсы гибридных АКБ — устойчивость к глубокому разряду и перепадам напряжения. Минус, по сути, один — в них необходимо доливать воду, хотя и значительно реже, чем в малосурьмянистые. 

Гибридный аккумулятор

AGM и гелевые

Эти аккумуляторы — продукт более высокой технологии. В них используется электролит в связанном состоянии. Это было сделано с целью избавления от протечек электролита, в составе которого есть вещество с повышенной едкостью, опасное для жизни и здоровья человека — серная кислота.

Технология AGM отличается от гелевой способом связывания электролита. AGM – это Absorbent Glass Mat, «абсорбирующий стекломатериал». В аккумуляторах такой конструкции  электролитом пропитаны особые пластины из стекловолокна, помещенные между электродами.

В гелевых же аккумуляторах электролит из жидкого переведен в гелеобразное состояние с помощью присадки на основе кремния (силикона).

В обиходе и те, и другие часто называются гелевыми.

Их плюсы:

  • устойчивость к вибрациям и наклонному положению;
  • низкий саморазряд;
  • высокий стартовый ток;
  • способность восстанавливаться после полного разряда;
  • способность выдерживать большое количество циклов зарядки и разрядки.

Но тем не менее у них есть и минусы. Во-первых, они очень чувствительны к процессу зарядки — для них необходимо использовать специальные зарядные устройства, дающие меньший, чем для других АКБ, зарядный ток. Во-вторых, эти аккумуляторы очень чувствительны к перепадам по напряжению и току. Но основной их минус в том, что они не любят морозов: электрическая проводимость геля очень сильно снижается при температуре ниже нуля. 

AGM аккумулятор

Щелочные

В этих аккумах в качестве электролита используется не серная кислота, а щелочь — едкий калий. Существует довольно много их разновидностей, но для применения в автомобилях подходят только никель-кадмиевые и никель-железные.

В первом типе положительные электроды покрыты оксидом или гидрооксидом никеля, а отрицательные — сплавом железа с кадмием. Во втором типе, соответственно, для отрицательных решеток используется чистое железо.

У этих АКБ довольно много плюсов, и главный из них — полное отсутствие расхода электролита. Кроме того, щелочные аккумуляторы:

  • хорошо выдерживают перезаряд;
  • обладают очень низким саморазрядом при длительном хранении;
  • хорошо работают в минусовой температуре;
  • имеют большую емкость.

Но есть у них и минусы. Щелочные батареи при одинаковом количестве и объеме банок с кислотными выдают более низкое напряжение, поэтому для достижения нужного вольтажа приходится увеличивать количество банок. Кроме того, они дороги.

В настоящее время в автопроме щелочные АКБ применяются только на некоторых грузовиках.

Литий-ионные

В этих батареях для изготовления положительных электродов используется литий-ферро-фосфатный сплав, для отрицательных — графит. Это перспективная технология, имеющая ряд преимуществ над обычными кислотными, но также и ряд недостатков, из-за которых в качестве автомобильных литий-ионные АКБ пока не используются.

Их преимущества:

  • большая удельная электроемкость
  • вдвое большее, чем у кислотных, напряжение отдельной банки, за счет чего уменьшаются габариты аккума
  • малый саморазряд

Их недостатки:

  • плохая переносимость отрицательных температур
  • малое число цикло зарядки/разрядки (не более 500)
  • эффект старения — емкость падает с течением времени
  • плохая переносимость глубокого разряда
  • малая мощность

Литий-ионный аккумулятор

Чтение маркировки

Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля, не запутавшись в нанесенной на его корпус маркировке? Здесь все просто. Принятая на постсоветском пространстве система маркирования АКБ представляет собой буквенно-цифровой индекс, в котором зашифрованы его основные характеристики. Например: 6СТ-60А1.

Здесь первая цифра указывает на число банок в АКБ, соединенных последовательно, в данном случае их 6. Буквы — это указание на функцию батареи, конкретно СТ означают «стартерная». Последующее двузначное число — емкость в ампер-часах. И последняя буква либо буква с цифрой — дополнительная информация.

Здесь А1 означает общую крышку. «Э» значило бы эбонитовый корпус, «Т» - моно-корпус из термопластичного пластика, «М» - внутренний разделитель из поливинилхлорида, «П» - полиэтилена. Буква «З», однако, означает залитую и полностью заряженную батарею.

Кроме нее на этикетке или корпусе аккумулятора будет указан логотип изготовителя, номинальная емкость (отдельно крупным шрифтом), стартовый ток при -18 градусах Цельсия, дата изготовления в формате ММ/ГГ, чистая масса, полярность клемм, уровень электролита, а также предупреждение об опасном содержимом.

На что отдельно нужно обратить внимание

Подводя итоги статьи, конкретизируем, на что в первую очередь нужно обращать внимание при покупке АКБ. Кроме стандартных параметров — емкости, стартового тока и габаритов, которые должны быть не ниже, чем у заменяемой, нужно учесть, что у новой батареи должен быть тот же способ крепления в отсеке, что и у старой. Особенно если вы берете батарею другой марки.

Новый аккумулятор выбирать лучше с тем же расположением плюсовой и минусовой клеммы, что у старого.

При покупке попросите проверить плотность и уровень электролита, напряжение разомкнутой цепи и на разряд. Минимальная плотность электролита — 1,25 г/см3, минимально допустимое напряжение разомкнутой цепи — 12,5 В (для аккумулятора легковой машины).

Также проверьте заполнение гарантийного талона. Незаполненный талон не дает никакой гарантии.